Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов связал бедность в стране с плохой успеваемостью школьников, которая в результате делает их «экономически неуспешными». По его оценке, в каждом классе есть около 25% отстающих учеников
Ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов считает, что корни экономической неуспешности лежат в плохой успеваемости учеников по школьной программе. «Есть такой термин — образовательная неуспешность, или образовательная бедность. Условно говоря, в каждом классе есть 30% школьников, которые не успевают», — рассказал он в интервью «Известиям» на Петербургском международном экономическом форуме.
И пояснил: «Ведь что означает доля неуспевающих в школе в 20–30%? Что детей выпустят с плохим знанием математики или русского языка, что трансформируется уже в экономическую неуспешность, в необходимость для общества в той или иной степени этих своих граждан содержать — за счет доходов от успешных работников».
По словам ректора ВШЭ, уровень образовательной неуспешности в России в 25% средний по миру и равен показателю Бразилии или Индии. «Но эти страны трудоизбыточны, у них традиционно высокая безработица. Для России же, где 10% рынка труда закрыты мигрантами, образно говоря, каждый активный гражданин на счету. Нам надо срочно начинать системную работу в этом направлении. В европейских странах, особенно в Скандинавии, неуспешность свели к 10%. России нельзя отставать», — отметил Кузьминов.
«Бедность не смогут победить ни прокурор, ни следователь»: главные заявления ПМЭФ-2021
По мнению Кузьминова, в России для решения проблемы образовательной неуспешности следует выдавать «выравнивающие» гранты школам, которые работают с большими группами детей, семьи которых находятся в сложных экономических обстоятельствах. Он отметил, что новый министр просвещения Сергей Кравцов уже это делает, выделяя и поддерживая школы с самыми низкими образовательными результатами. Но добавил, что основа образовательной неуспешности лежит в основе классно-урочной системы, сформированной еще в 17-м веке. «Дети разные — кто-то отстает, у кого-то принципиально другой тип мышления, не совпадающий с логикой предмета, а кто-то настолько быстро соображает, что на уроке ему элементарно скучно. Учитель, даже самый талантливый, работает с «ядром класса» — с теми, кто соответствует стандартным требованиям. Это половина, может быть 60%. Остальные выпадают», — сказал он.
Новый контракт: как снизить уровень бедности в России
Другая проблема — домашние задания, которые для преподавателя превратились в механическую рутину и такой же становятся для школьников и студентов младших курсов, которые начинают выгорать и относиться к обучению как к набору формальных требований. Решить проблему, считает Кузьминов, может обратная связь. «Сегодня есть принципиально новое решение — цифровое. Это искусственный интеллект, цифровой помощник учителя — интерактивный сервис, который вместе с ребенком выполняет домашнее задание, добиваясь того, чтобы тот все в итоге понял и решил», — заявил он. Но признал, что цифровой ассистент учителя — реальная перспектива образования. Но чтобы внедрить эти технологии, нужно не меньше 10 лет.