«Ответ еще придет»: ректор ВШЭ рассказал о политических последствиях перехода среднего класса в бедность
Государство недостаточно поддержало средний класс в пандемию, из-за чего значительная доля людей этой группы перешла в категорию бедных, заявил ректор ВШЭ. Он предупредил, что падение доходов среднего класса «взрывоопасно с точки зрения политики» и может препятствовать ускорению экономического роста
Значительная доля населения, которая во время пандемии перестала находиться в категории среднего класса, оказалась в бедности, сообщил РБК ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Экономист назвал тот факт, что государство поддерживало производство и не поддерживало представителей среднего класса, оставшихся без «источников существования», «дефектом нашей политики».
Платежи не по адресу: какая часть детских выплат достается небедным и «подозрительно бедным» семьям
«Любые инновации потребления и инновации в экономике поддерживаются средним классом, то есть людьми, у которых есть возможность выбирать», — пояснил Кузьминов, отметив, что главный вызов, с которым Россия должна сейчас справиться, — это продолжающееся падение реальных доходов населения. По мнению ректора ВШЭ, для этих целей не подойдут традиционные методы вроде «поддержки самых слабых».
Переход представителей среднего класса в категорию бедных «взрывоопасен с точки зрения политики», предупредил эксперт. При этом он пока не видит политических последствий этого процесса. «Резкие политические противостояния последнего времени, скорее всего, не ответ на это», — считает Кузьминов. Однако, по его словам, «ответ еще придет».
Сокращение доходов среднего класса может привести и к тому, что Россия не добьется значительного увеличения темпов экономического роста и этот показатель останется «в пределах 2%».
Премьер и нищета: как Михаил Мишустин будет бороться с бедностью
По оценке экспертов ВШЭ на конец сентября, из-за коронакризиса в категорию бедных перешли 6,1% работающего среднего класса, приводит данные РБК. Это было связано с потерей работы и снижением доходов из-за простоя. Во время пандемии 8,7% представителей среднего класса потеряли работу, 3,9% оказались в простое с сохранением трудового дохода на уровне, не превышающем минимального размера оплаты труда (12 130 рублей). До начала пандемии к среднему классу относились 24% занятых россиян, посчитали эксперты. К ним отнесли людей с доходом не ниже 1,25 от медианного по региону, с высшим образованием, работающих в госструктурах, руководителями высшего и среднего звена, специалистами высшего и среднего уровней квалификации, офисными служащими или военными.
«Научился жонглировать цифрами»: Дерипаска обвинил Росстат в манипулировании данными о бедности
В середине апреля Росстат заявил о снижении уровня бедности в России до минимума с 2014 года. По предварительной оценке ведомства, доходы ниже прожиточного минимума в 2020 году были у 12,1% всего населения страны (17,8 млн человек). При этом в марте эксперты ВШЭ сообщили, что в период пандемии бедность среди российских семей без детей выросла в два раза, а уровень бедности семей с детьми снизился. По их расчетам это связано с тем, что выплаты семьям с детьми стали основным каналом поддержки населения.
Президент Владимир Путин майским указом 2018 года поручил правительству к 2024 году снизить уровень бедности в России в два раза по сравнению с 2017-м — до 6,6%. После начала пандемии, в июле 2020 года, он сдвинул сроки выполнения этого требования на 2030-й. Во втором квартале 2020 года, когда в стране действовали самые жесткие карантинные ограничения, число россиян с доходами ниже прожиточного минимума оценивалось 19,9 млн, или 13,5% населения страны.