ВШЭ сообщила о росте бедности семей без детей в России за время пандемии
Бедность среди семей без детей в России за период пандемии выросла в два раза, сообщили аналитики ВШЭ. При этом уровень бедности семей с детьми снизился. Аналитики объясняют это тем, что выплаты семьям с детьми стали основным каналом поддержки населения
Уровень бедности среди семей без детей в России за период пандемии вырос в два раза, следует из аналитического доклада НИУ ВШЭ.
Аналитики ВШЭ пришли к выводу, что помощь семьям с детьми и безработным смягчила удар по материальному положению россиян, но эффект был краткосрочным: несмотря на то что выплаты сдержали прирост бедности, в своем докладе специалисты оценивают ее уровень выше того, который был до пандемии.
Вирус против бедных: как пандемия повлияла на социальное неравенство в России
Основным каналом федеральной поддержки населения в пандемию аналитики ВШЭ называют выплаты семьям с детьми. Причем, по их словам, максимально эта поддержка была направлена на семьи с детьми от трех до семи лет: их уровень бедности после учета выплат снизился с 32% до 24% и почти приблизился к докризисному, отмечается в докладе.
«В семьях без детей бедность до пандемии была не так высока (3,8%), однако в период кризиса выросла более чем в два раза. Ситуация не могла не отразиться на субъективных оценках материального положения населением и потребительском выборе», — заявили аналитики, отметив, что многолетняя отрицательная динамика реальных доходов еще до 2020 года привела к изменению моделей потребления и сокращению запросов.
«Еще пять лет назад потребительские запросы были заметно более гедонистическими: прежде всего люди хотели тратить больше денег на отпуск, одежду, бытовую технику. В 2020 году в первую очередь думают об увеличении расходов на медицинские и образовательные (для детей) услуги, а также на продовольствие», — говорится в докладе ВШЭ.
Экономисты ВШЭ сообщили о сокращении в России среднего класса из-за пандемии
К моменту развития кризиса 2020 года российское общество подошло с опытом режима экономии, отмечает ВШЭ. В связи с чем субъективное восприятие уровня благосостояния российских семей в период пандемии поменялось недраматически по сравнению с предыдущими годами.
Более трети (35%) участников опроса ВШЭ сообщили об ухудшении материальных условий жизни семьи за последний год, а 16% отметили улучшение. На фоне кризиса 2008–2009 годов фиксировались более пессимистичные оценки: в феврале 2009 года 11% отмечали улучшение материального положения, а 48% говорили о его ухудшении, приводит ВШЭ данные Вестника общественного мнения.