Онкопациенты попросили ФОМС вернуть шесть дорогостоящих лекарств в список бесплатных
Онкологические пациенты попросили вернуть иностранные препараты для лечения рака в список лекарств, оплачиваемых фондом обязательного медицинского страхования. При стоимости лекарств в десятки или сотни тысяч рублей за упаковку терапия за свой счет для пациентов фактически становится недоступной
Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй» направила обращение председателю Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Елене Черняковой. В нем она просит вернуть в список оплачиваемых фондом препаратов шесть наименований, которые используются для лечения рака, сообщают «Ведомости» со ссылкой на президента ассоциации Ирину Боровову.
Один из сотрудников ФОМС сообщил изданию, что документ получен. Шесть препаратов, о которых говорится в письме, были исключены из проекта финансирования лекарств на 2021 год, потому что они не относятся к жизненно необходимым. Это препараты с международными непатентованными наименованиями (МНН) — палбоциклиб, рибоциклиб, абемациклиб, паклитаксел+альбумин и атезолизумаб, которые используют для лечения рака молочной железы. Еще один препарат — деносумаб, он используется для лечения остеопороза.
Голикова поручила Минздраву экстренно закупить дефицитные онкопрепараты
Препараты для лечения рака молочной железы не имеют российских аналогов, их выпускают американская Pfizer, швейцарские Novartis, Eli Lilly, Celgene и Roche (производители названы в порядке перечисления наименований лекарств). Стоимость атезолизумаба составляет 234 000 рублей за упаковку, рибоциклиба — 135 000 рублей, палбоциклиба — 77 000 рублей, следует из информации на сайте сети аптек «Асна». Деносумаб производит американская Amgen.
Глава Минздрава предложил наказывать производителей за дефицит лекарств
В письме ассоциации в ФОМС указывается, что при невключении препаратов в проект финансирования пациенты лишатся качественной медицинской помощи, а это может отразиться на их жизнях. Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк отметил, что пострадают не только пациенты, но и фармацевтические компании, которые при отказе от финансирования со стороны ФОМС останутся без гарантированного канала сбыта. Если ФОМС не включит лекарства в проект, закупать их придется регионам на собственные средства или самим пациентам, сказал Шуляк. Он предупредил, что региональные бюджеты сильно ограничены, поэтому приобрести необходимые препараты в том же количестве они не смогут.
Фонд Хабенского предупредил о «катастрофической ситуации» с лекарствами для онкобольных
По данным DSM Group, с января по октябрь 2020 года регионы закупили все шесть наименований всего на 2,1 млрд рублей. Всего же за этот период закупки именно этих препаратов составили 8,1 млрд рублей. Больше всего средств — 3,3 млрд рублей было потрачено на атезолизумаб от Roche. На 2,2 млрд рублей закупили паклитаксел+альбумин от Celgene. Средства ФОМС являются основным каналом финансирования медицинской помощи в онкологии, отметил представитель АО «Рош-Москва» Сергей Авдеенко. По его словам, если фонд не будет оплачивать лечение определенными препаратами, то терапия для пациентов фактически становится недоступна.
По словам руководителя юридической компании «Факультет медицинского права» Полины Габай, в Минздраве уже не первый год обсуждается идея введения порога готовности государства платить за лекарственную терапию. Он может составить около 2,5 млн рублей на одного пациента за один дополнительный год его жизни, рассказал Габай. По ее словам, препараты, лечение которыми будет ниже этого порога, автоматически попадут в перечень жизненно необходимых, а применение более дорогих лекарств должно быть одобрено профильной комиссией. С этим она и связывает исключение ряда дорогостоящих лекарств из проекта финансирования медицинской помощи. Габай напомнила, что именно такая схема применяется во многих зарубежных странах.