Спустя всего два месяца после того, как в марте 2014 года США ввели санкции в отношении российских миллиардеров Аркадия и Бориса Ротенбергов, братья купили 10 картин за $6,8 млн на аукционе Sotheby’s. Об этом пишет The Wall Street Journal со ссылкой на расследование, которое в течение двух лет проводили американские сенаторы Роб Портман и Том Карпер.
Все беднеют, он богатеет: состояние Аркадия Ротенберга на фоне общей паники выросло на $233 млн
Сенаторы отследили покупки у частных продавцов и аукционных домов в США предметов искусства на $18,4 млн тремя компаниями, которые, по их данным, связаны братьями Ротенбергами и сыном Аркадия Игорем Ротенбергом. Среди полотен, купленных вскоре после введения санкций, были работы Жоржа Брака и Марка Шагала, отмечает газета. Через несколько дней Ротенберги снова обновили свою коллекцию, купив картину Рене Магритта за $7,5 млн, но уже у другого дилера. Всего после попадания под санкции Ротенберги смогли перевести или потратить $91 млн, в том числе $18,4 млн на предметы искусства, утверждается в расследовании.
Санкции запрещают работающим в США компаниям иметь какие-либо финансовые отношения с теми, кто попадает под ограничения. Из-за этого американцев, уличенных в сделках с Ротенбергами или другими лицами из санкционного списка, могут ждать крупные штрафы или даже тюрьма. Миллиардеры воспользовались тем, что в мире искусства существуют свои правила, связанные с раскрытием личности покупателей, пишет WSJ. Они возникли из-за того, что коллекционеры не всегда хотят, чтобы их имена или источники дохода стали известны. В итоге создаются условия, когда аукционные дома не устанавливают личность покупателя или продавца для заключения сделки. «Известно, что аукционные дома и дилеры не всегда хотят знать, кто покупатель, потому что они зарабатывают большие деньги, однако в данном случае речь о деле национальной безопасности, о работе санкций», — заявил сенатор Портман.
Плата за дружбу: как банк Ротенбергов переживает санкции
Издание привело в пример ситуацию, когда в 2019 году аукционы Sotheby’s и Christie’s боролись за право выставить картину «Мост-2» Лионеля Фейнингера, которая, как утверждают сенаторы, принадлежала Ротенбергам. Christie’s выиграл это право, но не стал проверять продавца картины, удовлетворившись объяснением его представителя, что картина принадлежит компании с Маршалловых островов. Покупателя на полотно, оцененное в $5 млн, в итоге не нашлось, оно было снято с аукциона до торгов. Об этом стало известно уже после того, как сенатское расследование вызвало представителей аукционных домов.
Несмотря на такое отношение участников рынка к установлению истинных владельцев предметов искусства, представители разных аукционных домов заявили расследованию, что поддерживают «нулевую терпимость» к нарушениям санкций. При этом они утверждали, что им неизвестно о связи с Ротенбергами живущего в России арт-дилера Григория Бальцера.
Григорий Бальцер: «Россия — самая выгодная страна для наследования»
Адвокат Бальцера заявил, что тот не имел дела с миллиардерами, и что расследование помешало ему заниматься своей работой. Представитель Ротенбергов назвал обвинения «полным абсурдом». Он сказал, что миллиардеры никогда не использовали никаких инструментов, включая предметы искусства искусство, для отмывания денег или обхода санкций. «Все сделки с произведениями искусства, совершенные членами семьи Ротенберг или от их имени, были сделаны открыто, строго в законных личных целях и всегда на рыночных условиях», — говорится в заявлении представителя миллиардеров.
Фото: Zuma \ TASS