К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Невосстановимый репутационный ущерб»: банки нашли новые угрозы деления клиентов по рискам


Участники финансового рынка опасаются чрезмерных последствий законопроекта, предполагающего разделение клиентов банков по степени риска. Они, в частности, указывают на внесудебное ограничение прав предпринимателей и непоправимый ущерб для их репутации

Участники финансового рынка указали на последствия применения законопроекта, предполагающего разделение банками клиентов по степени риска. Они заявляют о размытости критериев оценки таких рисков и опасаются чрезмерных последствий для клиентов, в том числе репутационного ущерба и внесудебных ограничений для предпринимателей. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на комментарии к проекту Национального совета финансового рынка (НСФР).

НСФР планирует направить в ЦБ, Минфин, Росфинмониторинг, комитет Госдумы по финансовому рынку и Совет федерации комментарии к новой версии законопроекта о создании на базе ЦБ сервиса «Платформа «Знай своего клиента» (ЗСК). Этот документ Банк России, выступающий разработчиком проекта, разослал участникам рынка на рецензию в конце июля. Проект предполагает, что ЦБ разделит всех клиентов банков по степени риска: низкий, средний и высокий (зеленый, желтый, красный). Тех, у кого низкий и средний риск, ждет снижение нагрузки в антиотмывочной области, но для попавших в красную зону предусмотрен фактический запрет на деятельность.

В ЦБ считают, что в красную зону попадут не более 0,7% от общего числа компаний и ИП (около 50 тыс. юрлиц). Первый вариант законопроекта был внесен в Думу в конце прошлого года, но в феврале его отозвали. Новый вариант был принят Госдумой в первом чтении в середине июня, однако и в нем для нового состава Думы были обозначены основные направления, требующие доработки. Во второй версии законопроекта отказались от деления клиентов на зоны по цветам, но ранжирование по степени риска осталось.

 

«Не мы их в красный цвет покрасили»: ЦБ предложил поделить клиентов банков на три зоны риска

В письме НСФР содержится восемь пунктов, требующих доработки, но, по словам главы ассоциации Андрея Емелина, наиболее критичными являются три момента. Законопроект предполагает внесудебное ограничение прав предпринимателей в противоречие с Гражданским кодексом и всего лишь на основании формального соответствия неким усредненным критериям, сказал Емелин. «Кроме того, планируется публиковать в открытом доступе сведения об отнесении компаний к конкретным группам риска, создавая для тех, кто попал в красную, невосстановимый репутационный ущерб, независимо от подтвержденности подозрений. И третье — банкам придется передавать в ЦБ большой объем информации, несмотря на заявляемый курс на сокращение административной нагрузки», — отметил глава НФСР.

 

Госдума прописала план работы над законопроектом ЦБ о цветоделении компаний по рискам

Ассоциация банков России (АБР) в заключении на текущий вариант законопроекта, по словам ее вице-президента Алексея Войлукова, отметила, что в документе учтены замечания банков по работе с клиентами, отнесенными к низкому уровню риска, но для отнесения юрлиц к категории высокорисковых не определен четкий и исчерпывающий перечень критериев. «Банк оценивает степень риска совершения клиентом операций, предположительно совершаемых в целях легализации (отмывания) доходов, для клиента такие «предположения» и «оценки вероятности» приводят к блокированию средств во внесудебном порядке на продолжительный срок», — сказал он.

Войлуков добавил, что стоимость системы внутреннего контроля существенно возрастет из-за дополнительных обязанностей, которые возложат на банки. «Учитывая то, что, по оценке ЦБ, доля клиентов высокого уровня риска от общего числа субъектов предпринимательской деятельности составит менее 1%, предлагается предусмотреть возможность применения процедуры принудительной ликвидации для таких ЮЛ/ИП по инициативе ЦБ или иного госоргана без дорогостоящей трансформации систем банков», — сказал он.

 

Банки предупредили о конфликте интересов в ЦБ в новом «антиотмывочном» механизме

Глава Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) Виктор Достов счел необходимым четко описать механизмы реабилитации юрлиц, а также иммунитет банков по их действиям с компаниями в красном и желтом секторе. По его мнению, если государство берет на себя ответственность за ранжирование компаний, оно должно отвечать и за последствия. Председатель Московской коллегии адвокатов «Арбат» Наталья Никольская считает, что важно четко установить, чем отличаются правила для кредитных и некредитных организаций, поскольку сейчас все большее количество расчетов перетекает в последних. По ее мнению, необходимо также определиться с тем, в какой мере все контрольно-информационные процедуры будут касаться граждан. «Любая неопределенность в вопросах прав физических лиц должна быть исключена», — добавила она.

Самые надежные российские банки — 2021. Топ рейтинга Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+