Эксперты оценили объем мошенничества за год на сервисах объявлений в сумму до 1 млрд рублей
За последний год мошенники смогли незаконно получить до 1 млрд рублей у клиентов российских сервисов объявлений. Метод обмана развивается стремительно: еще год назад его почти не существовало, говорят эксперты. Они предупреждают, что это сейчас второй крупнейший сегмент мошенничества после банковского
Мошенники за 12 месяцев к ноябрю 2020 года могли обманным путем получить как минимум 0,8–1 млрд рублей у пользователей сайтов объявлений и служб доставки в России, заявил «Коммерсанту» Ашот Оганесян, основатель компании DLBI, которая специализируется на выявлении утечек данных. По оценке компании, только крупнейшие мошеннические группировки могли получить больше 660 млн рублей за счет 111 тыс. переводов с банковских карт обманутых россиян. Сейчас это второй по размеру сегмент обмана после банковского, предупреждает Оганесян.
DLBI изучила Telegram-каналы 116 активных группировок — при том, что всего их, по подсчетам компании, больше 200. В этих каналах публикуются все операции переводов с банковских карт жертв обмана. Пострадали клиенты 78 банков, 81% трансакций проходит через Сбербанк, утверждает компания. Чаще всего людей обманывают на сервисах объявлений Avito (62% по количеству и 54% по сумме) и «Юла» (22% и 23% соответственно), утверждают эксперты. По их статистике, обманом через сайты объявлений занимаются 13,1 тыс. мошенников, за последний год их средний заработок составлял 28 200 рублей, а организатора группировки — 1,8 млн рублей. Средняя сумма одной трансакции — 5 900 рублей, передает «Коммерсантъ».
Телефонные мошенники стали использовать роботов для отсева недоверчивых
Объем мошенничества быстро растет. Еще в октябре 2019 года общий заработок мошенников на всех сайтах объявлений составлял около 0,3 млн рублей, в январе 2020 года — порядка 10 млн рублей, а в октябре 2020 года — уже свыше 120 млн рублей, подсчитала DLBI. Обмана становится больше, потому что растет популярность сайтов объявлений, а у мелких мошенников появился простой доступ к технологиям, объяснил Оганесян. Рост объемов хищений объясняется тем, что мошенники предлагают людям оплатить покупки на сторонних сайтах, а не через сервис объявлений, и предлагают жертвам обманную ссылку, заявила «Коммерсанту» руководитель блока DLP в компании Infosecurity (входит в группу Softline) Анна Попова. По ее словам, есть и другие схемы: злоумышленник указывает на программный сбой и присылает клиенту обманную ссылку для оплаты «от службы технической поддержки», либо покупателя переводят на поддельный сайт курьерской службы или предлагают оформить «возврат денег» за товар.
Как мошенники крадут деньги с ваших банковских карт: 11 главных схем
Сервисы объявлений пытаются помешать мошенникам: например, предупреждают о переходе на сторонний ресурс, когда пользователи пытаются перевести беседу вне сервиса, рассказал «Коммерсанту» портал «Юла». Нейросети анализируют поведение пользователей и выявляют подозрительные схемы поведения, по которому пользователю могут заблокировать доступ к чужим номерам телефонов, добавил сервис. Avito на запрос «Коммерсанта» не ответил. Позже компания сообщила Forbes, что в октябре в три раза в сравнении с июнем снизилось число обращений в службу поддержки от пользователей, которых мошенники смогли обмануть. Конкретных цифр Avito не представил. Сервис подчеркнул, что стал чаще рассказывать пользователям, как им защититься от мошенников, и призвал не переходить по внешним ссылкам и обсуждать все детали только во встроенном мессенджере Avito.
«Работает ФСБ!»: как одна банда грабила русскоязычных предпринимателей по всему миру
Мошенники в 2020 году активно используют методы социальной инженерии и активно пытаются вызвать к себе доверие, притворяясь в том числе специалистами банков или продавцами товаров. Нередко мошенники звонят людям, представляясь службой безопасности банка и заявляют о подозрительных трансакциях. Расчет мошенников на то, что люди по телефону расскажут все данные своих карт, включая номер, срок действия и защитный CVC-код на оборотной стороне карты. Банки подчеркивают, что их специалисты никогда не запрашивают подобных сведений.