Телефонные мошенники стали использовать роботов для отсева недоверчивых
В России набирают популярность телефонные мошенничества с применением роботов, предупреждают эксперты. Мошенникам новый метод обходится дешевле и упрощает поиск самых наивных жертв
В России все большей популярностью пользуется новый метод телефонного мошенничества с использование автоматизированных колл-центров, рассказали «Коммерсанту» эксперты по кибербезопасности.
«Робот говорит: «Ваша карта в данном банке заблокирована, перезвоните нам по этому номеру». При перезвоне жертве отвечают якобы сотрудники службы безопасности банка», — описывает новую схему технический директор Qrator Labs Артем Гавриченков. По его словам, мошенники осуществляют сотни подобных звонков в день.
«Работает ФСБ!»: как одна банда грабила русскоязычных предпринимателей по всему миру
Замруководителя лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергей Никитин подтвердил газете, что популярность такого метода мошенничества растет, и отметил, что злоумышленники могут звонить с поддельных номеров, используя сервисы IP-телефонии, массово рассылать СМС или сообщения в WhatsApp и Viber от имени банка или подключить автоответчик, который сообщает жертве о проблеме, а потом подключает к разговору «живого оператора».
Начальник отдела информбезопасности «СерчИнформ» Алексей Дрозд отметил, что в схеме используется техника «обратной социальной инженерии»: доверчивые жертвы перезванивают злоумышленникам сами, поэтому им не приходится ничего доказывать. Если жертва верит роботу и звонит в «службу поддержки», шанс на успех выше, чем при обычном обзвоне, добавляет эксперт. Уровень первоначального доверия к такого рода звонкам у людей выше и потому, что они еще не привыкли, что злоумышленники могут использовать автодозвоны, отмечает руководитель направления «Информационная безопасность» компании КРОК Андрей Заикин.
Война миллиардера: почему Ричард Брэнсон начал бороться с интернет-мошенниками
Кроме того, использование автоматизированных колл-центров делает атаку дешевле. За создание бота для автодозвона разработчики голосовых платформ обычно не взимают плату, а средняя стоимость звонка составляет 2,5–3,5 рубля за минуту, рассказал представитель облачной платформы для разработчиков коммуникационных сервисов Voximplant.
Для борьбы с новым методом телефонного мошенничества Алексей Дрозд предлагает тестировать решения, которые пока не разрешены законом, в «правовых песочницах». Например, предлагает эксперт, можно в экспериментальном режиме разрешить анализировать первые секунды телефонного звонка на наличие «слов-триггеров» («служба безопасности», «банк», «трансакция», названия банков). Если такие слова обнаружатся, можно отправить запрос на верификацию в систему банка, и при отрицательном ответе связь будет прерываться, а жертву предупредят о возможном мошенничестве автоматическим сообщением.
Двойной обман: как мошенники выманивают деньги россиян, используя тему COVID-19