«Договориться с другими становится все тяжелее»: как банк для оборонки станет основным покупателем самолетов SSJ
Правительство не смогло запустить традиционную схему поддержки российского авиастроения, предложив гарантии лизинговым компаниям на покупку самолетов Sukhoi Superjet-100, и в итоге чиновники придумали новую схему — основным поставщиком этого самолета станет Промсвязьбанк, сообщил Forbes источник в одной из авиакомпаний, которая использует SSJ. Сам банк подтвердил поставку самолетов в лизинг трем компаниями. Почему так произошло?
Провальный год
В мае этого года президент Владимир Путин поручил запустить программу поддержки лизинга российских самолетов. Она могла бы помочь российской компании «Региональные самолеты» (филиал «Иркута») найти покупателя на 59 самолетов Sukhoi Superjet-100 за два года. Примерную стоимость всей партии «Ведомости» оценивали в 140 млрд рублей.
С поставками этих самолетов последний год компания испытывала проблемы. В 2019 году «Региональные самолеты» смогли поставить только восемь SSJ вместо запланированных 28 машин. В то время как за 2018 и 2017 годы — 56. В итоге правительство предложило лизинговым компаниям 139 млрд рублей госгарантий на покупку самолетов и субсидии авиакомпаниям.
Полет в никуда: что случилось с «Суперджетом»
Но и это не помогло. Основные поставщики этих самолетов — Государственная транспортная лизинговая компания и ВЭБ-Лизинг — так и не заключили твердых заказов на самолеты на четвертый квартал 2020 года и позднее, рассказали Forbes их представители. Еще один крупный поставщик SSJ — «Cберлизинг» — отказался отвечать на вопрос о том, ведутся ли сейчас переговоры по новым поставкам.
«Договориться с другими лизинговыми компаниями становится все тяжелее, их не устраивают риски, в том числе санкционные», — сказал Forbes источник в одной из авиакомпаний, которая использует SSJ.
В итоге основным покупателем самолетов станет Промсвязьбанк. Банк уже не в первый раз становится способом «решения проблемы» для той или иной отрасли. В 2017 году ПСБ попал под санацию, а в 2019 году получил статус опорного банка для оборонно-промышленного комплекса России. Российские банки передают ему портфели кредитов, в том числе проблемных, оборонным предприятиям. Схема была нужна в том числе как защита российских банков от возможных зарубежных санкций за работу с оборонными предприятиями.
Оборонный бюджет. Правительство вольет в капитал Промсвязьбанка 25 млрд рублей
В этот раз выбор ПСБ продиктован желанием правительства «не обременять» лизингом Superjet другие компании в условиях кризиса отрасли и массового урезания флота в авиакомпаниях, полагает директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Диваков. «В связи с COVID-19 и приостановкой полетов с марта по август рынок авиаперевозок сейчас терпит существенные убытки, что усложняет лизинговые платежи», — заключил эксперт.
Детали
Подтверждения о том, что ПСБ займется поставками SSJ, появились в начале сентября. Тогда гендиректор Red Wings (подконтрольной «Ростеху») Евгений Ключарев рассказывал в интервью газете «Ведомости», что оборонный банк профинансирует для них закупку 30 суперджетов.
Промсвязьбанк также будет поставлять самолеты и дочке «Аэрофлота» — авиакомпании «Россия». По словами собеседника, близкого к одной из сторон сделки, Промсвязьбанк передаст «Аэрофлоту» в лизинг пять SSJ, которые «Аэрофлот» должен был приобрести еще в начале 2020 года. Переговоры «шли туго», признает он, и «согласование длилось не один месяц». После поставки партии новых самолетов «Россия» сосредоточится на получении уже имеющихся у «Аэрофлота» SSJ, добавляет он.
Представитель банка подтвердил, что передаст группе «Аэрофлот» через свою «дочку» — «ПСБ-Лизинг» — пять самолетов. Поставки финансируются в рамках кредитной линии ПСБ, открытой для «ПСБ Лизинг» на покупку и передачу в лизинг самолетов в 2020 и 2021 годах, следует из пресс-релиза банка. Источником погашения обязательств по кредиту выступят лизинговые платежи, поступающие от авиакомпаний в период эксплуатации самолетов. Кроме того, банк передаст в 2020 и 2021 годах два SSJ авиакомпании «Азимут» и один — Red Wings.
По данным сайта госзакупок, «Аэрофлот» заключил договор о лизинге в сентябре, но победитель не раскрывался. Возможен сублизинг от «Аэрофлота» к дочерней компании, хоть изначально в планах банка была передача лайнеров напрямую «России», сказал источник, близкий к одной из сторон сделки.
Стоимость одного нового суперджета, согласно данным госзакупок, — около $50 млн. То есть суммарно ПСБ может закупить самолеты для «Аэрофлота» на $250 млн.
«До конца 2020 года мы планируем ввести в эксплуатацию до 10 воздушных судов Sukhoi Superjet 100, которые будут базироваться в Шереметьево», — сказал представитель «России». Один из тендеров на поставки компания проведет в ноябре.
Почему компании отказываются от Superjet
В проспекте к выпуску евробондов ГТЛК называл несколько рисков из-за поставок SSJ, «особенно с учетом планов по расширению на международных рынках», писал в марте РБК.
Среди них отсутствие развитого рынка для лайнеров Superjet, случаи «неопределенности» по технической и логистической поддержке со стороны производителя, проблемы с постпродажным обслуживанием и недостаточно развитая сеть поставок запчастей. В проспекте также упоминалась трагедия с SSJ «Аэрофлота», которая произошла 5 мая 2019 года в аэропорту Шереметьево, когда погиб 41 человек.
Небо, самолет, коронавирус: почему «Аэрофлот» дорожал, пока западные конкуренты дешевели
Тогда в пресс-службе «Региональных самолетов» заявляли, что вопросы обслуживания являются также ответственностью и авиакомпаний. Производитель отмечал, что продолжает развитие сетей послепродажного обслуживания.
Уже после этого норвежский лоукостер Norwegian Air Shuttle заключил с производителем меморандум о поставке 40 самолетов SSJ10. Факт переговоров с авиакомпанией подтверждал глава Минпромторга Денис Мантуров.
Невысокая доходность, непропорциональная рискам, снижает желание лизинговых компаний заниматься поставками SSJ, объясняет руководитель агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«Показателен пример поставки двух самолетов от ГТЛК в адрес Red Wings со сроком сделки 20 лет. Это беспрецедентно много, при этом риски для лизингодателя очень велики. Случись что, и через 10 лет «пристроить» самолёт к другим перевозчикам будет практически невозможно», — объясняет аналитик.
Пантелеев считает, что рабочий инструмент, дающий стимул лизинговым компаниям покупать SSJ, — докапитализация под конкретные сделки. Например, ГТЛК купила 46 самолетов, получив государственные субсидии на сумму 46 млрд рублей.
Cам ПСБ в октябре попросил Росимущество докапитализировать его почти на 31,8 млрд рублей. Одобрение на 20 млрд из этой суммы банк уже получил, средства банк направит на финансирование оборонно-промышленных предприятий, говорил представитель банка РБК.