«Мать всех рецессий»: эксперты предупредили о недооценке Россией вызванного коронавирусом кризиса
Российские власти недооценивают масштаб кризиса, спровоцированного пандемией коронавируса, считают эксперты. По их оценкам, государство недостаточно выделяет на поддержку экономики и стало особенно уязвимым из-за «нефтяной иглы»
Российские власти недооценивают масштаб кризиса из-за коронавируса и падения цен на нефть. Такое мнение выразили экономисты, участвовавшие в заседании экономического клуба ФБК Grant Thornton, передает РБК. По их оценкам, объем объявленных в России антикризисных мер и других расходов на борьбу с последствиями пандемии составит 2-3% от российского ВВП.
О том, что государство «катастрофически недооценивает масштабы кризиса», заявил, в частности, руководитель Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. «Решения сдвинуты на уровень регионов, где во многих случаях нет ни денежных, ни интеллектуальных ресурсов для осмысленной политики», — отметил он.
При этом спад мировой экономики из-за коронавируса будет на порядок больше, чем во время кризиса 2009 года, отметил руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. «Предлагается назвать нынешний кризис «мать всех рецессий», потому что он будет сильнее предыдущих», — подчеркнул он. По словам экономиста, из-за сокращения внешнего спроса Россия будет вынуждена снизить экспорт. Кроме того, как и в любой кризис, произойдет отток капитала из формирующихся рынков в развитые экономики с сильными финансовыми системами, отметил он.
Глубокая яма для бизнеса: как власти обрекают экономику на затяжной кризис
Ситуация усугубляется из-за падения нефтяных цен, отметил директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. «Пришла беда — отворяй ворота, а из-за нефтяной иглы ворота России оказались распахнуты очень широко», — заявил он.
Экономисты сошлись во мнении, что социальные последствия кризиса будут самыми существенными, отмечает РБК. По их мнению, необходимо поддерживать занятость и платежеспособный спрос населения. Раздавать «деньги с вертолета» было бы неправильно, но десятки миллионов людей уже нуждаются в поддержке, подчеркнул Николаев.
Кровавый рассвет после пандемии. Почему за кризисом может последовать большой передел собственности
Сколько власти тратят?
«По нашим расчетам, Россия пока выделила прямые и косвенные меры поддержки в пределах 2–3% ВВП», — заявил профессор Высшей школы экономики Олег Вьюгин. Он отметил, что в российскую экономику необходимо «закачивать больше денег» — около 3–4 трлн рублей. «Государство привыкло брать, но не привыкло раздавать. Но, если сейчас активно не помогать компаниям сохранять фонды и рабочие места, впоследствии восстановление экономики будет идти крайне медленно и очень трудно», — отметил эксперт.
Учитывая уникальные масштабы кризиса, направить 3–4% «вполне в силах», считает Гурвич. При этом, по оценке Института экономики роста, необходимы меры стоимостью от 7% до 9,5% ВВП, или 7,7–10 трлн рублей, рассказала РБК директор института Анастасия Алехнович.
Готовьтесь к рецессии не менее года: как среднему и малому бизнесу выжить в условиях пандемии
Правительство не может «махнуть саблей» и списать все налоги для поддержки экономики, потому что тогда придется выделять дополнительные трансферты из федерального бюджета, чтобы компенсировать регионам выпадающие доходы, заявил РБК глава общественной организации «Опора России» Александр Калинин.
За последнее время были представлены различные оценки того, сколько именно российские власти тратят на поддержку экономики. Так, глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что речь идет о 5% ВВП. Он также отметил необходимость увеличить этот объем как минимум до 7%. При этом Кудрин в своих расчетах учел замещение выпадающих доходов бюджетов, возникающих из-за того, что государство сохраняет свои бюджетные обязательства. Bloomberg со ссылкой на международный ING Bank писал, что власти выделяют на меры поддержки только 2% ВВП. Агентство акцентировало внимание на нежелании государства тратить резервы и предупреждало о «глубокой рецессии» в российской экономике.