К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Готовьтесь к рецессии не менее года: как среднему и малому бизнесу выжить в условиях пандемии

Фото Кирилла Кухмарь/ТАСС
Фото Кирилла Кухмарь/ТАСС
Кризис, связанный с пандемией, продлится не менее года и может разорить до трех миллионов предпринимателей. Какими мы из него выйдем, зависит от нашей способности не паниковать и не расслабляться, считает общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Хуруджи

Я занимаюсь бизнесом с 14 лет. Тогда, в начале 90-х, будучи школьником, я шил и продавал шарфики, даже не подозревая, что уже был самозанятым. Потом был микробизнес, малый, средний… Сколько раз за 30 с лишним лет пришлось его спасать в период потрясений? Не готов сказать. Много.

Уже пару недель из каждого утюга мы слышим, что кризис, связанный с пандемией коронавируса, может разорить до трех миллионов российских предпринимателей. Задача каждого из нас (а в душе я по-прежнему бизнесмен, хоть и занимаюсь сейчас правозащитой) — не попасть в эту печальную статистику. Не паниковать, а с холодной головой сохранять созданное, не нарушая законов. Тем более что современные способы коммуникации, знания и опыт, накопленные в предыдущие кризисы, дают такой шанс.

Новые условия

Слово «каникулы» прозвучало с главных экранов страны. Для кого-то — возможно, но не для предпринимателя. Самоизоляция, а далее предполагаемый карантин — не время расслабляться.

 

Готовьтесь морально к тому, что пандемия и сопутствующая рецессия продлятся не менее года. Снижайте издержки прямо сейчас там, где это не угрожает безопасности бизнеса. В процесс снижения издержек вовлеките команду. Но помните, что снижение затрат на персонал — самый последний пункт в этом списке.

Управляя финансами, следует учитывать, что часть ресурсов должна быть всегда под рукой: несколько надежных банков, много карт, наличные. Все, что не приносит деньги, нужно по возможности продать либо законсервировать на время.

 

Ваше личное здоровье и здоровье вашей семьи ­— первостепенные активы. Планируя любые действия до окончания пандемии, начинайте с этого пункта. Если вы или члены семьи окажетесь в больнице, реализацией стратегии спасения вашего бизнеса заниматься будет некому.

Команда

Пришло время узнать правду: действительно ли у вас есть команда, кто и как себя покажет в экстремальной ситуации?

Научитесь работать из дома в непростых условиях — семья, дети. Чем быстрее и гармоничнее вы выстроите в своей семье процессы, тем эффективнее будете. Успешным опытом делитесь с командой, поставьте задачу выйти на отлаженную дистанционку в течение недели.

 

Постарайтесь качественно выстроить дистанционную работу на всех уровнях, максимально делегируйте полномочия, оформите необходимые доверенности юристам и бухгалтерам.

Назначьте ответственного за организацию дистанционной работы как самостоятельного и важного для бизнеса проекта. Выделите на это ресурсы в первую очередь — завтра потребуется в разы больше. Обеспечьте надежный интернет и дублирование всех документов на случай экстренной ситуации.

Помните, что в период пандемии и возможного карантина ваши отношения с сотрудниками выходят за рамки Трудового кодекса. Необоснованные требования к персоналу продолжать работать очно могут стоить вам административных штрафов и даже повлечь уголовную ответственность, если сотрудник заразится или заразит кого-то другого в рабочее время, а также по пути на работу и с работы.

Внимательно изучите трудовые договоры персонала и не пытайтесь сходу сократить расходы, увольняя сотрудников. После окончания режима самоизоляции или карантина суды скорее всего встанут на сторону уволенных, и вы потеряете больше. Пытайтесь договориться и найти компромисс, который устроит всех.

Партнеры

Не платить контрагентам и таким образом попытаться «накопить жирок» или подушку безопасности — ошибочная стратегия. Платите всем, кому можете, но учитывая ситуацию. Не исчезайте с радаров, договаривайтесь. Аргументируйте, продолжайте снимать трубку даже в самой сложной ситуации, продолжайте частичные платежи.

 

Похожую стратегию выберите и для общения с теми, кто должен вам. Четко определитесь, кому из контрагентов вы готовы давать отсрочку, а кто из партнеров не входит в группу «надежных», и с них можно требовать оплаты в срок.

Не полагайтесь на честное слово и устные договоренности — фиксируйте каждый шаг переговоров документально. Это пригодится, если после окончания пандемии придется выяснять отношения с контрагентами в судах.

Фактор форс-мажора используйте аккуратно. Помните, что, во-первых, пандемия коронавируса может стать таким фактором, только если она непосредственно повлияла на бизнес-процессы и помешала исполнению обязательств. Во-вторых, даже доказанный форс-мажор — это не обнуление договоренностей, не повод не платить, а лишь отсрочка, которая может помочь смягчить последствия кризиса.

Государство и банки

В обычных условиях на бизнес-встречах и тренингах я советую избегать финансовых взаимоотношений с государством. Пандемия — не тот случай. Ежедневно мониторьте, какие меры поддержки в вашей нише запускает власть. Используйте максимально все возможности, научитесь пользоваться этой помощью. Если нет профильного специалиста, возьмите кого-то на аутсорсе, — поверьте, эти затраты окупятся. Важный момент: помощи на всех может не хватить, поэтому лучше быть в первых рядах.

 

Помните: кризисы приходят и уходят, а осадочек остается. Этот вызов тоже пройдет. Только от вас и вашей активности, внутренней силы и желания зависит, выйдете вы из него сильнее или составите компанию тем, кто обанкротится.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+