ФАС поддержала идею РЖД об отказе от регулирования тарифов на перевозку пассажиров
ФАС поддержала отмену госрегулирования тарифов на перевозку пассажиров поездами. Эксперты предупреждают, что это может привести к росту цен на некоторые билеты
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала предложение РЖД по дерегулированию пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах. Об этом сообщает РБК со ссылкой на письмо главы ФАС Максима Шаскольского первому вице-премьеру и председателю совета директоров РЖД Андрею Белоусову.
Подлинность письма изданию подтвердил источник в Союзе операторов железнодорожного транспорта (объединяет крупнейших железнодорожных операторов, на которые приходится более 70% парка грузовых вагонов). Письмо, отправленное 19 августа, является ответом на поручение Белоусова от 27 июля «принять согласованное решение» по предложениям железнодорожной монополии. Такое же поручение получили Минэкономразвития, Минтранс и Минфин.
«Это не фастфуд»: РЖД рассказали о концепции новых вагонов-бистро
Представитель РЖД отказался комментировать межведомственную переписку. «Однако считаем, что любые изменения в части регулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах должны быть направлены на безусловное сохранение их доступности для населения», — отметили в пресс-службе РЖД. Представитель Белоусова отказался от комментариев. В ФАС на вопросы издания не ответили на момент публикации.
«Спортивные центры, коворкинги, отели»: РЖД сообщили о планах изменить вокзалы
Тарифы на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования регулируются государством, ежегодно они индексируются ФАС на уровень не выше инфляции. С 1 января 2021 года эти тарифы выросли на 3,7%. Под регулирование не попадают только тарифы в вагонах «купе», «СВ» и «люкс», для них применяется система динамического ценообразования. В ней стоимость билетов формируется в зависимости от сезона, дня недели, спроса и количества проданных мест, и при высоком спросе цены на билеты растут.
В 2020 году из-за последствий пандемии коронавируса пассажирские перевозки РЖД сократились на 41,4%, до 78,1 млрд пассажиро-километров. Компания получила чистый убыток в 52,9 млрд рублей по МСФО за 2020 год против 155,7 млрд рублей чистой прибыли годом ранее «в связи с убыточностью пассажирского сегмента», говорилось в ее сообщении. Убыток «дочки» РЖД Федеральной пассажирской компании (ФПК) составил 34,8 млрд рублей (в 2019 году — прибыль в 6,6 млрд рублей).
Мишустин сменил руководство ФАС
«ФАС поддерживает предложения РЖД по изменению механизма субсидирования и дерегулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах», — написал Шаскольский Белоусову. По действующему механизму в случае убыточности пассажирских перевозок по регулируемым ценам государство частично компенсирует потери железнодорожных операторов в виде субсидий. Так, в конце апреля 2021 года правительство приняло решение направить на стабилизацию финансового положения пассажирских компаний в пригородном и дальнем следовании более 11 млрд рублей, из которых 5,5 млрд рублей предназначалось Федеральной пассажирской компании (ФПК).
В случае отмены регулирования тарифов на пассажирские перевозки цены на железнодорожные билеты в плацкартных и общих вагонах вырастут, предупредил генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Сейчас тарифы искусственно сдерживаются государством и не соответствуют себестоимости, о чем свидетельствуют убытки операторов, сказал он. Вопрос о дерегулировании пассажирских перевозок в последние годы возникал неоднократно, напомнил председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
Костин назвал субсидии малоимущим адекватной мерой ограничения инфляции
Еще в ноябре 2017 года соответствующее поручение давал Аркадий Дворкович, занимавший на тот момент пост профильного вице-премьера. Но эта проблема так и остается нерешенной, хотя бы потому, что на одних направлениях есть альтернатива поезду, на других — нет, отметил Янков. К примеру, на станции Печора в республике Коми есть только поезд, тарифы в случае отсутствия регулирования на таких станциях могут быть необоснованно завышены перевозчиками. В Евросоюзе в связи с небольшой долей железнодорожного транспорта в общем перевозочном процессе, перевозчики работают по свободным тарифам, а в США железные дороги находятся в частном секторе, но частично получают финансовую поддержку из государственного бюджета, сказал Янков.
Дорогой валокордин и дешевые кредиты: как изменился уровень жизни россиян с 2013 года
Вместе с дерегулированием пассажирских перевозок глава ФАС вслед за РЖД предложил адресно субсидировать перевозки детей до 18 лет в купейных, плацкартных и общих вагонах. «Вместо компенсации за непроданные места в поездах, как в действующем механизме, считаем необходимым субсидировать, как предлагает РЖД, перевозку детей по льготным ценам», — написал Шаскольский. Два года назад бывший на тот момент руководителем ФАС Игорь Артемьев уже предлагал перестать субсидировать перевозки в таких вагонах в целом, выделив взамен ряд «социально значимых» направлений, на которые и будут направляться госсубсидии.
Конец советского мира. Почему плацкартные вагоны уходят в прошлое
Бурмистров отметил, что переход к адресным льготам — это хорошая инициатива, потому что она поможет снизить убытки РЖД от пассажирских перевозок и меньше их субсидировать. Однако программа требует доработки, так как не очень понятно, почему сейчас выделили перевозки только детей, а других льготников, включая пенсионеров, — нет, добавил эксперт. Программа субсидирования семей с детьми до 18 лет уже начала действовать. Согласно июньскому постановлению премьера Михаила Мишустина, льготный тариф для поездок в купейных вагонах для них рассчитывается как разница между стоимостью билета по выбранному маршруту в России в купе и 50% его стоимости в плацкартном вагоне. На компенсацию этой льготы в 2021 году в бюджете предусмотрено более 1,3 млрд рублей,
ФАС готовит законопроект об ограничении наценки на продукты в торговых сетях
В письме вице-премьеру Белоусову глава ФАС не поддержал еще одну инициативу РЖД по индексации тарифов на перевозку грузов в привязке не к потребительским ценам на товары, а к динамике промышленных цен, с которой компания выступила в мае. Эти изменения не отвечают принципу долгосрочности и предсказуемости, так как потребуют ежегодной «донастройки» тарифов, отметил Шаскольский. Отказ от действующего порядка индексации тарифов по формуле «инфляция минус» снижает заинтересованность монополии в оптимизации затрат, в том числе, при закупках продукции, добавил он. По мнению Шаскольского, в конечном итоге это может привести к росту себестоимости продукции во всех отраслям экономики и «неконтролируемому росту инфляции».