«Выглядит вызывающим и является непристойным»: ФАС завела дело из-за клипа Моргенштерна и Альфа-банка
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) увидела признаки нарушения закона о рекламе в клипе Моргенштерна и Альфа-банка и начала производство по делу, сообщается на сайте ведомства.
Видео под названием «Клип за 10 лямов» было опубликовано 27 ноября 2020 года на YouTube-канале Моргенштерна. ФАС заявила, что получила обращения с претензиями к рекламе карты в ролике, и начала проверку. В результате служба усмотрела в видео сразу несколько признаков нарушений закона о рекламе:
- в видео Моргенштерн употребляет алкоголь (в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и употребления алкоголя);
- Альфа-банк в ролике описывают как «лучший банк страны», не называя критерии оценки (по закону при использовании в рекламе сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара, должны быть указаны критерии, которые обосновывают утверждение);
- Моргенштерн предлагает подросткам обратиться к родителям, чтобы те оформили для них карту Альфа-банка (закон не допускает побуждение несовершеннолетних к подобным действиям).
Альфа-банк купит сервис для оплаты чаевых картой «Нетмонет»
Кроме того, ФАС сочла, что образ сотрудниц банка в ролике «выглядит вызывающим и является непристойным» в связи с тем, что девушки одеты в рубашки с «чрезмерно откровенным» вырезом, через который «виднеется нижнее белье». Служба заявила, что созданный в рекламе образ противоречит реальному образу сотрудников банка. ФАС также назвала действия Моргенштерна, когда тот использует «оголенную часть тела девушки в качестве платежного терминала для имитации оплаты банковской картой», унизительными для женщины, «поскольку женщина отождествляется с предметом».
Отдельно служба прокомментировала эпизод ролика, в котором исполнитель показывает зрителям средний палец, и отметила, что этот жест является общеизвестным неприличным и оскорбительным. ФАС напомнила, что закон о рекламе не допускает использования бранных слов, а также непристойных и оскорбительных образов.
ФАС обязала Альфа-банк и Моргенштерна предоставить письменные объяснения по существу претензии и обстоятельствам распространения рекламы.
«Водопад денег не остановился»: как Тимати, Моргенштерн и другие рэперы зарабатывают без концертов
Альфа-банк заявил, что клип Моргенштерна — это «не реклама в буквальном смысле», пишет ТАСС со ссылкой на пресс-службу организации. «Это мнение блогера, его собственный контент. Да, он говорит о нас как о лучшем банке страны, и с этим мнением сложно поспорить. Он имеет право на свою точку зрения», — сообщила пресс-служба. При этом слова «лучший банк нашей страны — Альфа-банк» в ролике произносит не Моргенштерн, а человек, изображающий представителя банка.
Пресс-служба Альфа-банка также заметила, что употребления алкоголя и других нарушений закона в клипе нет. «Если ФАС все-таки посчитает, что интеграция в контент блогера нарушает Закон «О рекламе», будем оспаривать в обычном порядке», — добавила она.
В свою очередь, ФАС отметила, что между Моргенштерном и Альфа-банком был заключен договор, который включал в себя создание аудиовизуального произведения — рекламной интеграции Альфа-банка по заказу организации, а также его размещение на YouTube-канале Morgenshtern.
Моргенштерн в 2020 году занял 21-е место в рейтинге 40 самых успешных звезд России до 40 лет по версии Forbes. Его годовой доход был оценен в $1,5 млн.
Подробнее о нем читайте в материале: «Чертов гений»: как 22-летний блогер из Уфы стал новой рэп-звездой России