Главный покупатель Superjet назвал основные риски для его поставок авиаперевозчикам
Владелец 44 самолетов Sukhoi Superjet 100 назвал основные проблемы с реализацией авиалайнера. Среди них — проблемы с постпродажным обслуживанием и поставками запчастей
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), которая является крупнейшим покупателем Sukhoi Superjet 100 (SSJ), назвала основные проблемы с реализацией авиалайнера. Они перечислены в проспекте, подготовленном к размещению еврооблигаций ГТЛК на $600 млн, с которым ознакомился РБК.
ГТЛК купила 44 самолета SSJ, получив государственные субсидии на сумму более 44 млрд рублей. «ВЭБ Лизинг» имеет 43 таких самолета, «Сбербанк Лизинг» — 20, свидетельствуют данные производителя — «Региональных самолетов», которые ранее назывались «Гражданскими самолетами Сухого (ГСС).
В проспекте ГТЛК перечислены возможные риски из-за поставок SSJ, «особенно с учетом планов по расширению на международных рынках». Это отсутствие развитого рынка для этих самолетов, неопределенность в связи с технической и логистической поддержкой со стороны «Региональных самолетов», проблемы с постпродажным обслуживанием и недостаточно развитая сеть поставок запасных частей.
Среди рисков названо также крушение SSJ «Аэрофлота» 5 мая 2019 года в аэропорту Шереметьево. В проспекте подчеркивается, что авиакатастрофа не оказала существенного влияния на программу ГТЛК по реализации SSJ. Но «может повлиять на способность ГТЛК генерировать устойчивые денежные потоки группы и, таким образом, сказаться на эффективности ее работы».
В проспекте к выпуску еврооблигаций ГТЛК подчеркивает, что «совместно с Минпромторгом прилагает все усилия, чтобы смягчить эти риски». Она выступает в качестве закупочного агента запчастей для своих клиентов, формирует достаточный запас запчастей и поддерживает связь с авиапроизводителем для реализации программ послепродажного обслуживания.
Что-то снова пошло не так: почему «Суперджет» не стал заменой Ту-134
Пресс-служба ГТЛК сообщила изданию, что «раздел проспекта, касающийся риск-факторов, направлен на защиту интересов инвесторов и формируется независимыми юридическими консультантами, сопровождающими сделку по выпуску еврооблигаций». Поэтому представленные в документе суждения «не могут считаться официальной позицией ГТЛК по данным вопросам».
Представитель «Региональных самолетов» заверил издание, что компания развивает сети послепродажного обслуживания и совершенствует материально-техническую базу, что позволит в ближайшие два-три года создать выстроенную систему для обслуживания SSJ100 «на уровне мировых стандартов».
Гадкий утенок. Есть ли будущее у Sukhoi Superjet 100 в Европе
«ВЭБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг» к моменту публикации не ответили на запросы издания.
В начале мая 2019 года принадлежащий «Аэрофлоту» самолет SSJ 100 совершил жесткую посадку в аэропорту Шереметьево, после чего загорелся. Погиб 41 человек из 78, находившихся на борту.
«От жара плавились иллюминаторы». Экипаж и пассажиры о том, что происходило на борту «Суперджета»
Через три месяца после катастрофы советник главы ОАК Борис Алешин обвинил «Аэрофлот» в дискредитации Superjet 100. «Когда случилась катастрофа, и вдруг «Аэрофлот» рассказал всему миру, что самолет дрянь и дерьмо, по-русски говоря, и во всем виноват самолет», — заявил Алешин.
В августе РБК узнал о письме главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева в правительство, согласно которому средняя стоимость авиабилетов на маршрутах, обслуживаемых Sukhoi Superjet 100, на 20% превышает тарифы на других cамолетах. Причинами назывались длительные простои российского лайнера в ожидании запчастей и дороговизна обслуживания.