«Это меня прямо вывело из себя»: совладелец S7 рассказал об отказе России от производства укороченной версии Superjet
«Я был недели две назад на совещании по развитию региональной авиации, и там один из руководителей Минпромторга доложил, что решено не делать Sukhoi Superjet на 75 мест, так как на него нет спроса», — заявил председатель совета директоров и совладелец S7 Владислав Филев в интервью «Ведомостям». Он добавил: «У них основной заказчик — «Аэрофлот», и он берет 100-местную машину. Но мы же знаем, что «Аэрофлот» через колено ломают [чтобы он брал Superjet 100]!».
По словам другого участника совещания, с которым поговорили «Ведомости» (его имя не называется), доклад делал замминистра промышленности Олег Бочаров. Филев в интервью этого не подтвердил и не опроверг. Собеседник газеты, близкий к Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, владеет производителем Superjet, компанией «Гражданские самолеты Сухого»), подтвердил отказ от разработки машины на 75 мест.
Представители Минпромторга и «Гражданских самолетов Сухого» на запросы «Ведомостей» не ответили.
S7 Group успела заказать 75 таких самолетов, но на совещании соглашение компании с «Гражданскими самолетами Сухого» назвали ничтожным, рассказал Филев. «Это меня прямо вывело из себя», — добавил совладелец S7. По его словам, компания с 2017 года эксплуатирует 17 самолетов Embraer E170 на 78 мест, срок лизинга которых специально ограничили в ожидании российских машин. Начало поставок укороченных Superjet ожидалось в 2022 году.
Филев считает, что причиной отказа от разработки воздушного судна было условие S7, что ее специалисты должны участвовать в испытаниях машины и контролировать его соответствие нормам летной годности. Совладелец компании рассказал, что S7 требовала перепроектировать ниши шасси и заменить композитный участок пола пассажирской кабины. Катастрофа Superjet 100 в Шереметьево показала, что он не выдерживает пламени 240 градусов, как должно быть по международным требованиям, отметил Филев.
Некоторые топ-менеджеры авиакомпаний и предприятий отрасли считали, что S7 разместила заказ на самолеты в качестве политического жеста, но машины ей не нужны, пишут «Ведомости». «Проектом 75-местной машины мы занимались всерьез», — парирует бизнесмен. По его словам, Superjet изначально задумывался как судно на 75 мест и в такой конфигурации компания его заказала еще в 2004 году. Потом его сделали 100-местным, напомнил Филев. По его словам, снижение числа мест позволит решить многие проблемы Superjet 100: снизится нагрузка на двигатели, и они будут реже ломаться; перестанет трещать крыло, которое сейчас требует перепроектировки.
Филев отметил, что не хочет поднимать вопрос производства Superjet 75 в более высоких инстанциях, в том числе перед Владимиром Путиным. «Мамы у нас не стало. Мама могла бы (супруга бизнесмена Наталия Филева погибла в авиакатастрофе 31 марта. — Forbes). Я не поеду, я не любитель. Я по железу больше», — заявил бизнесмен. Он отметил, что после смерти Наталии Филевой, одной из богатейших женщин России, S7 ждут изменения, но пока «мы не до конца их осознали».
В госпрограмму развития авиационной промышленности с этого года были заложены порядка 50 млрд рублей для ОАК на разработку Superjet на 75 мест, пишут «Ведомости». Летом ОАК утверждала, что работа над самолетом только приостановлена.
Сейчас крупнейшим эксплуатантом Superjet 100 является «Аэрофлот», у него в парке 49 таких самолетов. Еще один сгорел после жесткой посадки в Шереметьево в мае 2019 года, при этом погиб 41 человек. Авиакомпания заказала еще 100 таких судов.