«Худший рынок за 30 лет»: почему владение вагонами стало проблемой для американских банков
Американские банки владеют сотнями тысяч железнодорожных вагонов, от которых не стали избавляться даже в кризис, когда чистили баланс от других непрофильных бизнесов. Раньше вагоны были источниками постоянного дохода, но в последнее время приносят больше головной боли, чем денег
Сотни тысяч железнодорожных вагонов, перевозящих по Северной Америке уголь, зерно и другие товары, принадлежат банкам: подобное имущество есть в том числе у Citigroup, Wells Fargo, PNC Financial Services Group и CIT Group. Но если раньше лизинг вагонов был выгодным бизнесом для кредитных организаций, то теперь они не знают, что с ним делать, пишет The Wall Street Journal.
Вагоны были столь выгодным активом, что даже после финансового кризиса банки, избавляясь от других непрофильных активов, не спешили списывать их с балансов. Теперь низкий спрос на железнодорожные перевозки и изменения на товарных рынках превратили нишу в слабое место кредитных организаций.
«Индустрия переживает очень тяжелые времена, двух мнений тут быть не может. Ставки лизинга снижаются, и нет надежды на то, что они вскоре начнут расти», — заявил WSJ президент консалтинговой компании Railroad Financial Corp. Это подтверждают данные самих арендодателей: CIT Group прогнозировала снижение ставок на 10-15% в 2019 году в сравнении с предыдущим. GATX Group ожидало падения на 20% в третьем квартале в сравнении с тем же периодом 2018-го. Железные дороги стараются использовать меньше составов с большей интенсивностью, и порядка 400 000 вагонов остаются на стоянке, приводит газета данные Ассоциации американских железных дорог (Association of American Railroads, AAR). В частности, по данным AAR, с 2011 года заметно упали поставки угля. «Это худшее состояние рынка за те 30 лет, что я в индустрии», — заявил собеседник издания.
Скидки за инвестиции: как угольщикам подружиться с железнодорожниками
Лизинг вагонов представляет лишь небольшую часть бизнеса банков, и даже серьезное бедствие в индустрии вряд ли станет для них серьезной проблемой, отмечает WSJ. Вместе с тем, банкам может быть сложно избавиться от бизнеса: например, Wells Fargo пыталась продать свои вагоны в прошлом году, но не смогла. Кроме того, банкам как владельцам приходится заботиться о техническом состоянии вагонов, что тоже требует затрат.
Конец советского мира. Почему плацкартные вагоны уходят в прошлое
Успех зависит от удачного подбора вагонов разных видов, отмечает WSJ. Глава вагонного бизнеса Wells Fargo Джек Томас заявил газете, что ему приходилось следить за экономическими показателями по строительству домов или продажам автомобилей, чтобы оперативно управлять составом «флота». «В случае с ипотекой вы работаете с одним аспектом экономики. В случае с вагонами – это все аспекты сразу», — отметил Томас.