Государственно-правовое управление президента не одобрило новую версию законопроекта о реформе сферы электронной цифровой подписи, который должен усилить роль ФНС и ЦБ на этом рынке. Причина — возможные риски для стабильной предпринимательской деятельности. Ранее поправки раскритиковала Ассоциация поставщиков и ретейлеров ECR Russia
Государственно-правовое управление президента не поддержало очередную версию законопроекта об электронной цифровой подписи. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на копию письма начальника ГПУ Ларисы Брычевой руководителю аппарата правительства Константину Чуйченко от 29 ноября. В документе сказано, что управление уже дважды высказывало замечания по законопроекту, которые до сих пор «не учтены практически полностью». У газеты также есть копии писем с замечаниями ГПУ от 27 февраля и 18 июля 2019 года.
Ретейлеры предупредили о рисках из-за поправок об электронной подписи
В начале ноября Госдума приняла законопроект о совершенствовании регулирования в сфере электронной подписи в первом чтении. Обсудить поправки во втором чтении должны до конца декабря. С учетом внесенных в проект доработок предполагается, что действующий по доверенности сотрудник должен будет подписывать документы квалифицированной электронной подписью (КЭП) физического лица, хотя в первоначальном варианте законопроекта речь шла о КЭП юридического лица с указанием данных физлица. Кроме того, документ предполагает, что юрлица и индивидуальные предприниматели смогут получать усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) только в Федеральной налоговой службе, а финансовые организации — в Центробанке. Удостоверяющие центры, которые выдают КЭП сейчас, смогут выдавать их только физическим лицам, отмечает издание.
ГПУ считает, что усиление роли ЦБ и ФНС в выдаче квалифицированного сертификата электронной подписи повысит их возможности для блокировки операционной деятельности хозяйствующих субъектов и повлечет «необоснованные риски для стабильной предпринимательской деятельности». Также предлагаемый подход может усложнить процедуру подписания электронных документов, сказано в одном из писем. В письме Брычевой от 18 июня говорилось, что Федеральная нотариальная палата не исключает «угрозу невозможности предоставления нотариальных услуг гражданам и юридическим лицам» и риски ликвидации рынка услуг по выдаче УКЭП и всей созданной инфраструктуры, отмечает «Коммерсантъ». В письме от 24 июля начальник управления президента по общественным проектам Сергей Новиков указывал, что поправки могут вызвать перегрузку государственных удостоверяющих центров.
Крупный бизнес предупредил об угрозе «паралича» из-за новых правил цифровой подписи
Представители финансового регулятора и ФНС не ответили на запросы издания. С замечаниями ГПУ согласна Ассоциация разработчиков и операторов систем электронных услуг. Ее президент Юрий Малинин сказал газете, что в нынешней версии поправок не прописано, кто и какую понесет ответственность за выдачу УКЭП, если эта подпись была использована в мошеннических целях.
Ранее поправки в закон об электронной подписи раскритиковала Ассоциация поставщиков и ретейлеров ECR Russia, членами которой являются в том числе X5 Retail Group, «Магнит», Соса-Соlа и PepsiCo. ECR Russia убеждена, что использование КЭП не руководителями, а сотрудниками компании по доверенности, «стирает границы между использованием подписи в служебных и личных нуждах» и увеличивает риски мошенничества в отношении граждан.