«Если турецкий народ хочет возвращения смертной казни, то, я уверен, все политические партии примут такое решение», — так Эрдоган заверял своих сторонников, скандирующих призывы вернуть смертную казнь на многомиллионном митинге в поддержку демократии 7 августа в Стамбуле. Митинги в поддержку демократии стали привычным делом для жителей Турции после того, как в ночь с 15 на 16 июля власти Турции предотвратили попытку государственного переворота в стране. Привычными также стали разговоры о возвращении смертной казни. Начало им положил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым сразу же на следующий день после неудавшегося путча. «Мы получили ваше сообщение и сделаем все необходимое», — ответил глава турецкого правительства своим соотечественникам, требующим смертной казни. Тема смертной казни позже была затронута почти во всех интервью Эрдогана, которые он давал зарубежным СМИ — CNN, Al Jazeera, Deusche Welle и другим.
Если Турция вернет смертную казнь, она утратит звание «единственной страны Ближнего Востока, где полностью отменена смертная казнь» и пополнит ряды стран, где вынесение и применение смертных приговоров является обычной практикой. По данным Amnesty International, в 2015 году в мире было проведено 1634 смертных казни, из которых большинство пришлось на страны Ближнего Востока: 1196 казней, или 70% от общего количества. Тут следует оговориться, что Amnesty International не учитывает данные по Китаю, так как китайские власти не предоставляют никаких сведений о смертных казнях в стране. Это считается государственной тайной. Правозащитники отмечают, что ежегодно в Китае могут казнить свыше тысячи человек.
В странах Ближнего Востока высшая мера наказания применяется в основном за убийства, изнасилования, кражи, грабежи, террористическую деятельность, распространение и контрабанду наркотиков, военные и антигосударственные преступления. Во многих странах в соответствии с шариатом соблюдается обычай кисас — это наказание за то или иное преступление, равнозначное содеянному. То есть, например, если человек убил кого-то, то родственники убитого вправе потребовать смерти в отношении убийцы, они также вправе помиловать его. Практика кисас широко применяется в Иране и Саудовской Аравии.
Борьба с наркотиками в Иране
В Иране только в 2015 году казнили по меньшей мере 977 человек. При этом власти страны сообщили лишь о 400 случаях. Про остальные 577 казней правозащитники узнали через «достоверные источники». Информацию о количестве вынесенных смертных приговоров иранские власти не разглашают. Большинство смертных приговоров было приведено в исполнение в отношении лиц, так или иначе связанных с наркотиками. Общая граница с главным поставщиком наркотиков на мировой рынок Афганистаном вынудила иранские власти прибегать к крайне жестким мерам. Согласно иранскому закону о борьбе с наркотиками, высшая мера наказания может быть назначена за провоз более 5 килограммов наркотиков, полученных из опиума, и более 30 граммов героина, морфина, кокаина или химических производных. Только за последние два десятилетия в отношении свыше 10 000 человек, включая женщин и детей, была применена смертная казнь за правонарушения, связанные с контрабандой, хранением или распространением наркотиков. Правозащитная организация Reprieve отмечает, что каждый день в Иране казнят по меньшей мере двух человек за правонарушения, связанные с наркотиками.
Казни иностранцев в Саудовской Аравии
После Ирана наибольшее количество казней проводится в Саудовской Аравии. По данным Amnesty International, в 2015 году в королевстве было зафиксировано самое большое количество казней за последние 10 лет. Смертная казнь была применена в отношении как минимум 158 человек — из них 4 женщины и 154 мужчины. Казнили лиц, совершивших, как правило, уголовные преступления — убийства, кражи, изнасилования, ограбления и т. п. Особенностью Саудовской Аравии является применение смертной казни в отношении иностранцев, приезжающих в королевство на заработки. Так, почти половина всех казненных в 2015 году (73 человека из 158, то есть 45% всех зафиксированных правозащитниками казней) были гражданами иностранных государств. Это граждане Мьянмы, Пакистана, Индонезии, Шри-Ланки, Иордании, Йемена, Ирана, Индии, даже Канады, Эфиопии и других государств. Власти Саудовской Аравии в большинстве случаев даже не сообщали информацию о вынесении приговора или его исполнении родственникам обвиняемых и консульствам стран, гражданами которых они являлись. Примечательно, что многие из осужденных даже не знали арабского языка, на котором велся допрос и позже проводился суд. Саудовские власти редко предоставляли им переводчика и адвоката.
Уничтожение оппозиции в Египте
В Египте в 2015 году казнили как минимум 22 человека, было вынесено 538 смертных приговоров. Подавляющее большинство казненных или ожидающих казни являются членами организации «Братья мусульмане», которые пришли к власти в Египте в 2012 году, но были свергнуты год спустя в ходе военного переворота генералом ас-Сиси, ныне действующим президентом Египта. В 2013 году сразу после переворота 720 человек, членов движения «Братья мусульмане» и сторонников свергнутого президента Мурси, были приговорены к смертной казни по обвинению в организации массовых беспорядков в стране, приведших к жертвам среди мирного населения. Оппозиционерам из движения «Братья мусульмане» также часто вменяется обвинение в террористической деятельности.
Послепереворотные расправы в Турции
С 2004 года в Турции отменена смертная казнь. До начала 1980-х высшая мера наказания применялась регулярно — особая необходимость в ней возникала в послепереворотные периоды. За историю современной Турции в стране было три государственных переворота: в 1960, в 1971 и 1980 годах. После каждого переворота «пришедшие на помощь» военные прибегали к практике казней, прежде всего, ключевых фигур протестного движения или лидеров свергнутой власти. Так, после переворота 1960 года смертный приговор был приведен в отношении бывшего премьер-министра Аднана Мендереса и еще двух министров. После переворота 1971 года один из руководителей революционного леворадикального движения 1968 года Дениз Гезмиш (его еще часто называют турецким Че Гевара) и два других его соратника были повешены. После переворота 1980 года свыше 500 человек были приговорены к смертной казни военными судами. 50 из них были казнены. В их числе и левые, и правые, и просто уголовные преступники. Однако общественный резонанс получила казнь несовершеннолетнего школьника Эрдала Эрена. Ежегодно в Турции в день казни Эрена его вспоминают как символ жертв переворота 1980 года. Начальник Генштаба Турции Кенан Эврен, возглавивший переворот в 1980 году, произнес тогда в защиту приговора «исторические слова»: «Что я должен был делать? Кормить его в тюрьме каждый день вместо того, чтобы вешать?»
С 1984 года в Турции был введен мораторий на смертную казнь. С этого времени никто не был казнен, но один смертный приговор все же был вынесен — это приговор лидеру Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдулле Оджалану в 1999 году, после того как его посредством спецоперации доставили из Кении в Турцию. В 2002 году правительство Бюлента Эджевита запретило смертную казнь за исключением военного времени. В 2004 году уже правительство Эрдогана подписало Протокол №13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в нем говорится об отмене смертной казни при любых обстоятельствах. Не приведенный в исполнение смертный приговор Оджалану был заменен пожизненным сроком заключения, который лидер РПК и по сей день отбывает на острове Имралы.
Сейчас в Турции переворот хотя и не состоялся, но развернулись другие не менее интересные события. Власти страны проводят массовые аресты и увольнения лиц, имеющих какое-либо отношения к группировке FETO, которую Анкара обвиняет в организации переворота. 38 000 человек были условно-досрочно освобождены из турецких тюрем, чтобы освободить места для других — «политических заключенных».
Если смертная казнь будет возвращена, то жертвами нововведения станут арестованные путчисты, а также бывший соратник Эрдогана, ныне проживающий в США имам Фетхуллах Гюлен, в случае если Анкаре удастся убедить Вашингтон его экстрадировать. Возвращение смертной казни также означает конец процесса евроинтеграции Турции, начатого в 2005 году. «Стране, имеющей в своем законодательном арсенале смертную казнь, не место в Евросоюзе», — лаконично обозначил позицию ЕС председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.