К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Проверка по дороге: как вычислить недобросовестного контрагента

Фото Simon Dawson / Bloomberg via Getty Images
Фото Simon Dawson / Bloomberg via Getty Images
Для любого бизнеса отношения с контрагентами – важнейшая составляющая успешной деятельности. Есть много способов оценить их рискованность

Доверие – доверием, договоры – договорами, но работа с партнерами, заказчиками и поставщиками должна предусматривать и «сканирование» информационного поля вокруг контрагентов. Если этим пренебречь, то можно потерять свои деньги.

В 2014 году наш клиент поставил в крупнейший российский холдинг по производству вина очередную партию товара. Однако платеж в размере более 25 млн рублей не получил. Акционеры холдинга внезапно приняли решение о банкротстве. Как выяснилось позже, все активы были выведены по фиктивным договорам, аффилированные лица приобрели крупные права требования по фиктивным займам, а топ-менеджмент и акционеры надеялись на списание всех долгов за счет банкротства. Компания обратилась к нам за помощью. Наведя справки, мы установили, что холдинг уже длительное время наращивал кредиторскую задолженность, выводя деньги по фиктивным сделкам. Предприятия холдинга одалживали друг другу деньги, а третье юрлицо, находящееся под контролем акционеров, предоставило крупный заем управляющей компании для того, чтобы стать главным кредитором и контролировать банкротство через назначение своего арбитражного управляющего.

Ситуацию можно было бы предвидеть, если обратить внимание на большое количество исков об оплате задолженностей в базе арбитражного суда. И это не единственный способ понять, когда и почему контрагент может перестать выполнять свои обязательства.

 

1. Проблемы с менеджментом

В принципе ваш контрагент в любой момент может стать неплатежеспособным и без всякого злого умысла. Как правило, это случается из-за появления кассового разрыва в финансах компании или накапливания крупных задолженностей по кредитам.

Как выявить:

 
  • попросить контрагента открыть кредитную линию в вашем банке для работы с вами, в данном случае банк проверит финансовое состояние вашего партнера;
  • анализ бухгалтерской отчетности контрагента за прошлые периоды поможет выявить рост кредиторской и дебиторской задолженности, тенденции, связанные с падением выручки и оборотов. Отчетность можно найти в платных базах данных, например в СПАРК.

Причиной неплатежей может стать отсутствие у контрагента достаточного контроля за оплатой поставок в срок и уровнем кредиторской задолженности.

Как выявить:

  • проверьте на сайте Арбитражного суда наличие исков к контрагенту от поставщиков. В базе публикуются решения судов о принятии исковых требований и документы, содержащие решения по ним. Обратите внимание на суммы исков и предмет задолженности;
  • проверьте на сайте Федеральной службы судебных приставов России наличие открытых исполнительных производств в отношении компании-контрагента или ее генерального директора. В случае, если суд удовлетворял требования о взыскании задолженности к вашему контрагенту, в базе будет содержаться информация о дате, сумме, регионе и номере исполнительного производства.

2. Проблемы с законом

Нередко контрагент при несвоевременных выплатах может жаловаться на необоснованные блокировки счетов налоговыми органами. Как правило, такие санкции налоговые органы вводят при непредоставлении отчетности в инспекцию ФНС либо неуплату налогов на отчетную дату.

 

Как проверить:

  • если вы работаете с контрагентом по договору, обратите внимание на реквизиты, в них должно содержаться наименование банка контрагента и его банковский идентификационный код (БИК); на сайте ФНС существует специальный раздел для получения информации по блокировкам, в полях необходимо ввести ИНН и БИК, в результате вы получите информацию о приостановлении операций по счетам контрагента налоговыми органами.

Против компании может быть возбуждено и уголовное дело по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Соответственно – пройдут обыски, выемка документов. С большой вероятностью вы получите запрос на предоставление всех документов, подтверждающих ваши хозяйственные взаимоотношения. Вместе с тем, следите за публикациями в СМИ в вашем регионе: не исключено, что там оперативно появится информация об обысках у контрагента.

3.Намеренное уклонение от платежей или криминал

Компании на стадии «дойной коровы» — когда стремительный рост бизнеса уже прошел, а акционеры привыкли жить на дивиденды — часто прекращают платить не только поставщикам, но и кредитным организациям. Главный мотив «дойной коровы» – вкладывать деньги из кредиторской задолженности в оборот, зарабатывать на них, пока вы судитесь, и выплачивать, если дело принимает уголовный оборот либо контрагент подает иск о признании должника несостоятельным (банкротом).

Как выявить:

  • появление сообщения о решении учредителей о ликвидации компании. Такое решение обязано публиковаться в «Вестнике государственной регистрации», оно также отразится в сокращенной выписке ЕГРЮЛ на сайте ФНС в разделе «Проверь себя и контрагента»;
  • иск от аффилированного с фирмой лица (бывшего учредителя/директора/компании) о признании банкротом. В данном случае компания может имитировать крупную кредиторскую задолженность, чтобы на общем собрании кредиторов назначить своего арбитражного управляющего и реализовать активы компании в свою пользу. Данная информация появится на сайте Арбитражного суда.

Не стоит забывать о вероятности мошенничества. Встречаются фиктивные компании, имитирующие хозяйственную деятельность для того, чтобы завладеть задатком за поставку товара. Мошенники приобретают юрлица, существующие более трех лет, создают примитивные сайты и даже арендуют офисы и склады. Сперва такая компания предлагает товар по заниженной цене и даже осуществляет первую поставку себе в убыток. Далее она предлагает большую оптовую поставку товара по полной или почти полной предоплате. Получая предоплату, фирма обналичивает средства и покидает регион преступления (как правило, мошенники такого рода никогда не действуют в своем регионе). Компания всегда оформляется на номинальных учредителей и директоров, которые ничего не подозревают. Вернуть средства в таком случае будет нелегко.

 

Как выявить:

  • поинтересуйтесь, с кем еще работает компания, предлагающая чересчур выгодные условия, и попробуйте получить рекомендации от ее партнеров и контрагентов;
  • проверьте наличие учредителей организации в списках ФНС (списки массовых учредителей, директоров, адресов массовой регистрации – все это свидетельствует о фиктивности контрагента).

Конечно, существуют законы, суды, исковая практика. Но все это не заменяет банальной бдительности. Приведу пример. Строительная компания выполняла подрядные работы по отделке помещений торгового центра. По условиям договора ей был выплачен аванс в размере 20% от суммы контракта, остальные средства должны были быть перечислены после подписания акта приема-сдачи работ. Однако договор был заключен не с собственником здания, а со сторонней организацией, не связанной с собственником. После того как работы были выполнены, а деньги не перечислены, подрядчик обратился в Арбитражный суд. И узнал, что компания-заказчик была реорганизована посредством слияния с ООО, зарегистрированным в другом субъекте РФ, а учредители фирмы были лишь номинальными. Получить 80% оплаты исполнителю не удалось, фирма понесла многомиллионные потери. Этого можно было избежать, если проверить учредителей и руководство заказчика на предмет причастности к объекту строительства и запросить поручительство собственника объекта недвижимости. Тогда исполнитель мог бы через суд претендовать на какую-то долю площадей в торговом центре. А это уже лучше, чем ничего.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+