#ОниБоятсяСказать: о чем молчат женщины Саудовской Аравии, Ирана и Турции
Если бы женщины Ближнего Востока запустили свою собственную кампанию #ЯнеБоюсьСказать, то интернет-пространство взорвалось бы от количества историй про случаи насилия, принудительные браки и дискриминацию по половому признаку.
Проблема дискриминации женщин актуальна для всех стран региона, за исключением, пожалуй, только Израиля. Отчасти это объясняется строгими нормами шариата, отчасти устоявшимся традиционным отношением мужчин к женщинам. Поскольку в рамках одной статьи невозможно охватить все страны региона, то проблема будет рассмотрена на примере Саудовской Аравии, Ирана и Турции. Все три страны претендуют на роль лидера Ближнего Востока и ведут активную региональную политику (участие в конфликтах в Йемене (Иран и Саудовская Аравия) и в Сирии (Иран, Турция и Саудовская Аравия), являются ведущими экономиками региона — Саудовская Аравия (15-я экономика в мире) и Турция (18-я экономика в мире) входят в «Большую двадцатку», Иран (20-я экономика в мире) начинает понемногу восстанавливать свои позиции после снятия санкций в январе этого года.
Саудовская Аравия в 2000 году ратифицировала Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятую в 1979 году. Турция стала участником Конвенции одной из первых стран региона в 1985 году.
Саудовская Аравия
Среди монархий Персидского залива наименьшим количеством прав и свобод наделены женщины в Саудовской Аравии, отмечается в докладе «Недавние достижения и новые возможности для прав женщин в странах Персидского залива». Женщинам там нельзя открыть банковский счет без разрешения мужа, выходить на улицу одним без сопровождения «махрама» (близкого родственника мужского пола, за которого нельзя выходить замуж), разговаривать с незнакомыми мужчинами. Для них действует специальный дресс-код, в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде женщинам даже нельзя посещать сеть кофеен «Старбакс», о чем сообщает объявление на двери кофейни: «Нет входа для женщин, пожалуйста, отправьте своего водителя, чтобы сделать заказ».
Наибольшее возмущение местных женщин вызывает запрет на вождение автомобиля, введенный в 1957 году. Саудовская Аравия — единственная страна в мире, где женщинам запрещено водить, а нарушение запрета карается в лучшем случае штрафом, в худшем — поркой. C 1990-х годов саудовские активистки стали проводить различного рода кампании с целью добиться отмены запрета. В 2011 году они организовали кампанию Women2Drive, когда женщины размещали в социальных сетях свои фото за рулем автомобиля. Однако кампания закончилась для них арестом. В 2013 году несколько тысяч саудовских женщин подписали онлайн-петицию с требованием разрешить женщинам водить автомобиль. Запрет снят не был, но женщинам удалось привлечь к себе внимание властей, которые, как оказалось, не лишены чувства юмора — в 2013 году они разрешили женщинам ездить на велосипеде. В 2012 году в королевстве появились первые женщины-адвокаты, а в 2013 году покойный король Абдалла назначил 30 женщин в консультативную ассамблею Меджлис аш-Шура. В 2015 году впервые в истории страны саудовские женщины приняли участие в муниципальных выборах.
Иран
Если саудовские женщины никогда и не ходили по улицам в мини и в откровенном декольте, то до Исламской революции 1979 года для женщин Ирана это было нормой. Более того, в стране до революции были распространены феминистские движения (в 1966 году была создана коалиция «Женские организации Ирана»), действовал закон «О защите семьи», который регулировал процесс развода и согласно которому минимальный возраст для вступления в брак был повышен до 18 лет. Там были женщины-судьи и даже первая в стране женщина-министр Фаррухру Парса, министр образования, которую в 1980 году расстреляли новые власти.
quote_block node/289609После Исламской революции в стране был введен шариат, специальный дресс-код для женщин, за соблюдением которого следила полиция, строго наказывающая нарушительниц, отменен закон «О защите семьи», минимальный возраст для вступления в брак был понижен до 13 лет.
Известный иранский исследователь Маджид Мохаммеди в своей работе «Иранские женщины и движение за гражданские права в Иране» отмечает, что женщину в Иране считают «получеловеком». Он приводит многочисленные примеры. Так, показаниям женщины в суде придается меньшее значения, чем показаниям мужчины. Возраст наступления уголовной ответственности для женщин составляет чуть меньше 9 лет, для мужчин — чуть меньше 15 лет.
Мужчинам разрешается иметь не менее двух постоянных жен и неограниченное число жен во «временных» браках. В стране широко распространены ранние и принудительные браки. Согласно данным Amnesty International за 2013-2014 годы, в браке состояли свыше 40 000 девочек в возрасте от 10 до 14 лет и не менее 200 — младше 10 лет.
Тем не менее в последнее время иранские женщины начинают все чаще заявлять о своих правах. Они организовывают различные кампании, призывающие изменить законы. Женщины в Иране обладают избирательным правом, чем стараются активно пользоваться, так как полагают, что таким образом смогут оказать влияние на власти страны. Эксперты называют женское движение Ирана новым социальным феноменом. В чем-то ему даже удается добиться успеха — на последних выборах рекордное количество женщин прошли в Меджлис (17 мест из 290).
Турция
По сравнению с Саудовской Аравией и Ираном ситуация с правами женщин в Турции внушает оптимизм. Здесь действует западное светское законодательство. Женщина даже была первым лицом государства. Речь идет о Тансу Чиллер, занимавшей должность премьер-министра во второй половине 1990-х годов.
Любая турчанка, за исключением, пожалуй, крайне религиозной, скажет вам, что своим положением она обязана основателю Турецкой Республики Мустафе Кемалю Ататюрку. Действительно, Ататюрк в своем стремлении провести вестернизацию страны уделял особое внимание положению женщин. При нем Турция стала первой страной в регионе, которая признала политические права женщин: в 1930 году — право голосовать, а в 1934 году – право выдвигать свою кандидатуру на выборах.
Нынешнее турецкое руководство, представленное умеренными исламистами, все дальше отходит от принципов Ататюрка, что проявляется и по отношению к женщинам. Время от времени президент Турции Эрдоган проводит ликбез среди турчанок, напоминая им про мусульманские ценности. В конце мая он заявил, что планирование семьи и контрацепция не подходят для мусульманских семей и призвал женщин рожать не менее трех детей. Спустя неделю президент Турции назвал женщин без детей «неполноценными и ущербными». «Женщина, которая заявляет: «Я не буду матерью, потому что я работаю», на самом деле отрицает свою женственность», — объявил глава Турции. Его слова вызвали шквал критики и негодования. Гюльсюм Кав, активистка социальной платформы «Мы остановим убийства женщин», сравнила их с призывами, присущими бывшим фашистским режимам. В Стамбуле прошли митинги в поддержку женщин, организованные различными феминистскими организациями, включая «Союз феминисток Стамбула».
Турчанки, обосновывая свою возросшую гражданскую активность, часто ссылаются на опыт Ирана, где приход к власти исламистов лишил женщин основных гражданских прав. Опасения повторить судьбу иранских женщин вполне обоснованы. Согласно рейтингу Индекса гендерного разрыва (глобальное исследование и рейтинг стран мира по показателю равноправия полов по версии Всемирного экономического форума), Турция занимает 130-е место в рейтинге, расположившись по соседству с Бенином и Мавританией, а не странами ЕС, на членство в котором она претендует (Саудовская Аравия занимает 134-е место, Иран - 141-е место, Россия - 75-е место). Правозащитные организации отмечают тревожную тенденцию — в Турции растет количество случаев домашнего насилия. Согласно данным, опубликованным в турецких СМИ, в 2014 году 294 женщины погибли от рук мужчин, а 38% турчанок хотя бы раз в жизни становились жертвами физического или сексуального насилия (для сравнения, общемировой показатель составляет 35%).