К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Москва без москвичей: как столичная власть нас автоматизирует

Фото Евгения Новоженина / РИА Новости
Фото Евгения Новоженина / РИА Новости
Похоже, мэр Собянин не очень сильно любит своих горожан

Вдруг пришло сообщение (в ленте новостей на одном из столичных телеканалов), что в Москве появятся автоматы по продаже цветов. И установлены они будут возле театров – чтобы народ мог купить букет для своих кумиров.

Я всегда считал, что покупка цветов – очень личное дело. Нужно зайти в киоск, осмотреться, придышаться, помедлить. Очень важно общение с продавщицей – цветами в прежней Москве традиционно торговали женщины. Она ведь подскажет, какие цветы простоят дольше. Или посоветует новый сорт. Можно составить букет из цветов разных цветов. Можно и поторговаться. А вот это незабываемое, как с ним расстаться? «Нет, мне не нужна специальная упаковка за двести рублей. Мне просто в целлофанчик. Впрочем, и целлофана не надо. Тут близко – и так донесу. А целлофан все равно придется выбросить». Будем считать, что это не жадность, а личный вклад в защиту природы от целлофановой атаки.

А теперь что? Всунул в щель автомата тысячерублевку (хорошо, если ею обойдется) – и он выплюнет тебе стандартный букет неизвестно какой свежести, словно цветы – это шоколадный батончик годностью в год или банка колы.

 

Я долго себя сдерживал. Не подписывал в соцсетях петиции против новой московской власти, вырубки деревьев и уничтожения старинных зданий. Не только потому, что эти петиции для властей – божья роса. Но и потому, что не специалист в деревьях и архитектуре. Но я – житель города. Давний, пусть и некоренной. Я люблю Москву. Хочу жить в ней комфортно. И как житель я уже давно бешусь.

У них нет средств на то, чтобы остановить рост стоимости услуг ЖКХ, которые невероятны по меркам Европы, или цен на проезд, которые столь же дики по меркам России. Но у них достаточно денег, чтобы постоянно улучшать асфальт. Объясните мне, почему в проезде вблизи известной больницы, на который выходит мой дом, асфальт за последние три года переложили раз десять? Только утрамбовали, как снова разрушают, чтобы заменить какие-то трубы. А через два месяца – другие трубы. И в основном – с грохотом – в ночное время. А сразу не могли все заменить? Неужели, как меня некоторые заверяют, дело исключительно в том, что асфальт – один из самых прибыльных и неконтролируемых бизнесов?

 

А зачем Собянин снес все киоски по продаже мороженого, тех же цветов, хлеба, выпечки, воды, батареек, сосисок? Официальный резон: чтобы Москва выглядела красивее. По городским каналам ТВЦ и «Москва 24» регулярно демонстрируют врущих старушек, которые захлебываются в камеру на тему, как город похорошел и как в нем стало уютно. Но отчего же тогда Собянина не волнует обилие наружной рекламы, которая как раз и портит московский облик? Ее, конечно, в последние годы стало поменьше. Но в отличие от киосков ее не вырубили под корень.

В Берлине, даже Париже, у которого действительно неповторимый вид, на улицах полно самых разных киосков. Киоски с прессой – буквально на каждом шагу. Багет с сыром-ветчиной можно купить, бутылочку воды, не говоря уже про цветы. И торгуют не автоматы, а живые продавцы. Потому что для людей это удобно.

Для меня пример – площадь Wittenbergplatz. Она расположена не просто в центре Западного Берлина (в двух кварталах от его главного вокзала Zoo и знаменитой полуразрушенной Кирхи, которая стала символом Берлина после Второй мировой), а рядом с самым крупным универмагом Европы KaDeWe. По московским меркам это рядом с ГУМом. А что рядом с ГУМом? Сами знаете.

 

В  KaDeWe есть два этажа, где кормят (дорого). На противоположной стороне расположен бюджетный сетевой супермаркет. Но мэр Берлина не озабочен таким количеством пищевой нагрузки на квадратный метр городской территории. Поэтому по периметру Wittenbergplatz стоят еще четыре киоска, в которых дают по доступным ценам разные виды сосисок и котлет, а также всевозможной картошки. Заодно - разливное пиво: в Москве подобное тоже практиковали до появления Собянина.

Это не все: на противоположной стороне от KaDeWe, аккурат возле универсама, располагается рынок, где торгуют под тентами, и городские власти не считают, что эти тенты – в самом центре Берлина – портят вид столицы. Это не маленький — большой рынок. Там тебя встречают сырами, мясом, колбасами, морепродуктами, овощами, фруктами, там постоянно что-то жарят, варят, парят. Там вечно что-то скворчит, шипит, булькает. Там вечно кто-то что-то жует, облизываясь. И цены – копеечные. Как же хорошо и просто, оказывается, жить в Берлине! Проголодался – просто вышел на улицу.

Кстати, сколько рабочих мест было потеряно после того, как Собянин изрубил киоски?

Я написал чуточку выше, что возмущен как житель Москвы. Поэтому опишу то, что сотворили со мной как с жителем за последние пару лет.

В подземном переходе под Ленинградкой, которым мы часто пользуемся, как и в других московских переходах, уничтожили все живое. Раньше там по дороге от метро к дому можно было купить хлеб, воду, батарейки, даже носки (не тащиться же за батарейками и носками в супермаркет, где они вдобавок дороже!). Киоски освещали длиннющий переход, делали его коротким и веселым. Теперь это мрачная клаустрофобская труба (представьте размеры Ленинградского проспекта!), по которой бредут зомби: основной свет лишь впереди, бьет в лицо, и не различаешь лиц. Там легко подвернуть ногу, ведь на месте снесенных киосков уровень асфальта ниже.

 

Московскому правительству – что? Оно же не пользуется подземными переходами. И никогда не покупало там хлеб и воду.

Рядом с нами – изумительная липово-грушевая аллея: единственное место в микрорайоне, где можно ощутить себя словно бы на природе. Там – на крыше бывшей заводской столовой - нашли пристанище утки особого вида. Лет пять назад в конце аллеи обустроился рыночек фруктов, трав и овощей, где они, в отличие от супермаркетов, всегда были свежайшими, вкусными и дешевыми. В какой-то момент мы познакомились со всеми продавщицами с рынка. Они в ответ предлагали нам только лучшее.

В прошлом году на все лето, когда аллея и нужна жителям, ее закрыли и перекопали. Чтобы уложить там плитку. Итог: прежде старики могли тащить за собой сумку на колесиках, теперь не могут. Ведь плитка, естественно, уложена криво, и сумка скачет.

 

А вместо рынка обустроили автостоянку. Теперь мы без свежих фруктов и овощей.

В проезде, где мы живем, снесли всё: киоски хлеба (где продавался замечательный хлеб разных сортов), мороженого, сосисок и колбас (тоже весьма недурственных), прохладительных напитков, цветов (поскольку рядом больница, их было штуки три). Мне они не мешали. Так кому же мешали и под кого будущего расчищали место?

Самое интересное, что снесли крупный павильон, который располагался прямо напротив выхода из двора. Этот павильон не раз менял владельца и ориентацию. Но в итоге стал восточной закусочной с чебуреками и хачапури.

У меня были свои претензии к павильону. Возле него вечерами собиралась местная среднеазиатская община и после ужина оставляла кучи мусора.

 

Власть должна была предупредить хозяев и заставить их этот мусор убирать. Но хозяева не были интересны власти. Поэтому павильон снесли. Что там теперь? Чего гадать: еще одна автостоянка. А то нам мало видеть из окна двенадцать полос, стоящих в пробке, и слыть самым загазованным районом Москвы! Теперь нас еще и автостоянками окружают.

В качестве компенсации Москва проводит фестивали – мороженого или варенья. Но какие там цены? И опять-таки понятно, что это фестивали не для постоянного житья-бытья, а для туристов и выходных. Да и таятся за фестивалями явно коммерческие интересы.

Вот и спрашивайте меня теперь, отчего я переключаю канал, видя на экране Собянина. Мэр столицы не любит москвичей. А я в ответ не люблю его.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+