Асимметричные отношения: как российских импортеров душит зависимость от Китая
По данным китайской таможни, в октябре 2024-го рост импорта китайских товаров в Россию относительно аналогичного периода прошлого года составил 24,4%. Однако практика показывает, что за этими впечатляющими цифрами скрывается довольно тревожная тенденция. На мой взгляд, растет зависимость российских частных компаний от импорта товаров из Китая. Как мы видим, двусторонние соглашения продолжают успешно функционировать для контрактов, заключенных на межгосударственном уровне. Частные компании обслуживаются по «остаточному принципу» и испытывают на себе последствия санкций: проблемы с оплатой заказов, задержки в поставках, строгий контроль за экспортом товаров двойного назначения и рост цен.
Задержки с платежами в юанях связаны с усилением комплаенс-процедур, призванных предотвратить возможные западные санкции за сотрудничество с российскими партнерами. К лету стало очевидно, что практически все платежи в Китай из российских банков приостановлены либо проходят крайне сложно, долго и дорого. По данным газеты «Коммерсантъ», за июль этого года около 80% платежей в юанях из России возвращалось. С тех пор положение к лучшему не изменилось.
В нашей компании тоже не раз возникали непростые ситуации, связанные с проблемами платежей. Например, мы не смогли перечислить деньги китайскому контрагенту даже со своего счета в «ВТБ Шанхай» (филиал банка ВТБ в Китае), так как средства изначально были отправлены из России. При этом «ВТБ Шанхай» — единственный банк в Китае, через который осуществлялись транзакции с юанями российского происхождения. В результате накопилось значительное количество задержанных платежей, а информации о сроках возврата своих средств мы вообще не получали. Опыт наших товарищей по бизнес-сообществу «Эквиум» показывает, что многие импортеры и экспортеры, работающие с Китаем, перестали использовать юань для прямых платежей через банки России в Китай.
В качестве альтернативы мы сначала обратились к услугам посредников, а затем стали проводить транзакции через дружественные страны Евразийского экономического союза, в том числе через Киргизию. После того как значительная часть импортных товаров попала под санкции, банки Киргизии сначала прекратили обработку платежей за эти товары, а затем минимизировали финансовые операции с российской стороной, если груз не следовал через территорию республики. Сложные схемы расчетов с множеством посредников и колебания валютных курсов повысили комиссии посредников до 6–10% от суммы сделки, а иногда и выше. Сейчас платежи из Киргизии и других дружественных стран становятся все более сложными. В СМИ уже появились сообщения о том, что китайские банки усилили контроль над платежами, поступающими из Объединенных Арабских Эмиратов, Индии и Гонконга, а также начали создавать черные списки юридических адресов. Все это не облегчает жизнь российских импортеров.
Оплата криптовалютой оказалась, по нашему опыту, непростой и рискованной из-за отсутствия достаточной юридической защиты сделок.
На данный момент одной из наиболее эффективных схем оплаты является четырехсторонний бартер. По сути, это означает, что импортер в России оплачивает товары российскому экспортеру, покрывая таким образом долг перед китайским импортером, который, в свою очередь, расплачивается с китайским экспортером. Этот механизм позволяет обходить традиционные финансовые каналы и устанавливает прямой обмен товаров между Россией и Китаем, при этом обмен государственной валютой происходит внутри каждой страны. Из плюсов метода — деньги не перемещаются через границу, из минусов — сложности с таможенным оформлением и подтверждением расходов, поскольку прямой бартер в Китае требует лицензирования. Такая схема подходит и экспортерам, которые в течение последних трех–четырех месяцев перестали получать китайские юани за поставленные в Китай продукты.
Из-за проблем с платежами выросли сроки поставок, вызвав дефицит товаров не только на рынке систем безопасности, автомобилей и запчастей, но и в других отраслях. Одна из причин — отсутствие возможности отсрочки платежей, так как китайская госкомпания Sinosure, занимающаяся страхованием экспортных поставок от рисков неплатежей, не одобряет контракты с российскими фирмами. При этом даже при согласованных платежах и старте производства из-за сбоев в переводах и возникающего из-за этого ожидания китайские партнеры могут продать товар другим клиентам.
Наш личный опыт работы с Китаем показал, что задержки с платежами удлиняют цикл «оплата–производство–поставка» с четырех до семи–восьми месяцев. Дополнительно возникают проблемы с логистикой из-за перегрузки портов Владивосток и Восточный, а также из-за нехватки фитинговых платформ, которые отдают приоритет государственным компаниям.
Летом 2024 года Китай ввел жесткий контроль за товарами двойного назначения, вывозимыми в Россию, что еще больше усложнило ситуацию. К товарам двойного назначения могут отнести как медицинское оборудование и сложную электронику, так и, например, обычные блоки питания для ноутбуков. Четкая классификация отсутствует. Как руководитель шести компаний и опытный импортер из Китая, я не раз сталкивался с этими трудностями при заказе комплектующих для охранного оборудования. Бывали случаи, когда нам возвращали деньги за уже отгруженный товар, если не удавалось подтвердить его соответствие санкционным требованиям. Возникла парадоксальная ситуация: компания получала груз, после чего за него возвращались деньги.
В октябре в КНР приняли положение «Об экспортном контроле товаров двойного назначения». Теперь компании-экспортеры должны будут получать лицензию от Министерства коммерции КНР для вывоза продукции и технологий, включенных в специальные контрольные списки. Полагаю, этот процесс приведет к росту бюрократических процедур, что еще больше дополнительно увеличит время обработки заявок и доставки.
Очевидно, что основная сложность импорта связана с зависимостью от китайских платежных систем и логистических маршрутов. Я вижу легализацию использования криптовалюты как одно из возможных решений этой проблемы. Несмотря на то, что теоретически механизмы для криптовалютных платежей уже есть, их официальное признание остается сложным вопросом. Нужно организовать обмен криптовалюты на национальные валюты и другие активы, обеспечив двусторонний процесс для устранения трансграничных сложностей. Важно также установить стабильный курс обмена, возможно, используя стейблкоины вроде USDT или USDC.
Но главная проблема не сводится лишь к инструментам оплаты. После введения санкций против крупных китайских компаний местные предприниматели стремятся минимизировать взаимодействие с ними, что наглядно демонстрирует, насколько серьезно китайские предприятия боятся санкций. Даже появление криптовалют, на мой взгляд, вряд ли значительно улучшит ситуацию, поскольку платежи с участием санкционных компаний остаются затруднительными даже внутри самого Китая. Такие компании теперь сотрудничают исключительно с государственными структурами КНР.
Участие российского правительства в урегулировании вопроса, по моей оценке, остается недостаточным, несмотря на регулярные встречи на высшем уровне между Москвой и Пекином. Я пока не вижу никакого улучшения ситуации для частных компаний. Наглядный пример, иллюстрирующий отношения двух стран, — визовый режим, который до сих пор не отменен. Более того, по моему опыту, в последние годы получить китайскую визу стало сложнее. Теперь нужно предоставить детальный план пребывания с перечислением всех остановок на каждый день, обязательно явиться лично в визовый центр, а сроки рассмотрения заявок увеличились, как и число отказов. Китай избегает близкого сотрудничества из-за опасений вторичных санкций. И для КНР это гораздо важнее, чем тот профит, который она получает от торговли с Россией.
Такая стратегия создает для России сложную ситуацию зависимости, где потребность в широком спектре импортных товаров и технологий сталкивается с ограниченным выбором поставщиков. Асимметрия в торговле в пользу Китая остается серьезной проблемой. Санкционное давление и сложности в международных расчетах создают серьезные риски для непрерывности поставок. Для снижения рисков России было бы разумно принять меры по диверсификации импорта и поиску и развитию новых каналов поставок с «дружественными» странами. В противном случае Россия рискует оказаться в долгосрочной перспективе в крайне уязвимом положении.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора