Сколько, по-вашему, может стоить полукилограммовая банка земляничного варенья? Хорошего варенья, привезенного с Алтая, экологически чистого и очень вкусного. Можете гадать сколько угодно, но не угадаете. На прошлой неделе я продал эту банку на благотворительном аукционе за 5 млн рублей!
Помогла моя позапрошлая колонка в Forbes, в конце которой я обещал рассказать о благотворительности. Проводя аукцион, я, собственно, пересказал содержание колонки. Там я писал, что, покупая люксовую дребедень по завышенным в 100 раз ценам, чтобы показать свое богатство, мы набиваем карманы владельца LVMH Бернара Арно, который и так занимает первое место среди европейских миллиардеров. Не лучше ли наполнить счета фонда Константина Хабенского, который спасает больных детей? И банка варенья в данном случае не товар, а символ. Символ того, что у тебя есть достаточно ума, чтобы отдать часть своего богатства на благое дело. И это лучшая демонстрация твоего успеха.
Смена поколений
Но скажу честно, что лет 20 назад я вряд ли получил бы за банку варенья даже те 2500 рублей, за которые ее купил (это и правда суперваренье). Благотворительность была не в моде, в моде было показное благополучие.
Да и сейчас далеко не все предприниматели или просто обеспеченные люди понимают значение благотворительности, хотя поворот общественного сознания уже произошел. Понимание важности благотворительности для отдельного человека и для общества в целом начало приходить в нулевые годы, когда закончилась борьба за выживание 1990-х и жизнь возвращалась в нормальное русло. А вот серьезный толчок она получила в 2010-е, когда во взрослую жизнь входило поколение миллениалов, родившихся в 1990-е. Как мне подсказала специалист по теории поколений Евгения Шамис, для миллениумов стремление сделать жизнь и страну лучше — важнейшая ценность. Кстати, парню, купившему банку варенья на аукционе, 32 года — как раз из них.
И тут я вынужден сознаться, что историю про варенье я рассказал, просто чтобы привлечь ваше внимание к серьезному разговору. Благотворительным фондам больше всего нужно немного другое, и об этом мне рассказала опытный специалист, руководитель «МК Фонд помощи» Юлия Борисова.
Прежде всего фондам нужны постоянные поступления. Фонд не может сказать родителям больного ребенка: «Извините, в этом месяце никто банку варенья не купил, и поэтому лечение прекращаем». Поэтому лучшее, что вы можете сделать, это подписаться на ежемесячное перечисление фонду посильной для вас суммы. Это уже привычно, вы ведь наверняка подписаны на какие-нибудь онлайн-кинотеатры, добавьте еще одну подписку хоть на 500 рублей — у всех разные возможности. Кроме денег, всегда можно помочь волонтерской работой, вещами для бездомных и многим другим.
Советы профессионала
Вообще стремление помогать, по-моему, свойственно любому нормальному человеку. Почему же мы все-таки еще мало помогаем тем, кто в этом нуждается? Мне кажется, потому что мы часто не понимаем, как это делать и боимся ошибиться. У меня, например, есть печальный опыт. Несколько лет назад я участвовал в реалити-шоу «Секретный миллионер» и по ходу развития сюжета купил квартиру бездомному детдомовскому парню, которого повстречал в своих скитаниях по городу Кирову. Дело кончилось плохо. Не имевший опыта самостоятельной жизни парень что-то украл и сел в тюрьму. А я навсегда усвоил урок, что помогать надо только через профессиональные организации, и помог создать в Кирове общественную организацию «Рука Помощи 43», которая взяла за образец прекрасную питерскую «Ночлежку».
То же самое советует и Юлия Борисова, и я попробую кратко пересказать главное из советов профессионала.
1. Наверное, самый главный совет: помогайте людям через благотворительные фонды. Попавшим в беду людям очень важна поддержка опытных экспертов. Это порой важнее денег. Например, родители, узнавшие о страшной болезни ребенка, естественно находятся в состоянии паники, не знают, что делать и куда бежать, совершают ошибки и могут стать жертвой мошенников. Фонд знает, как организовать лечение, к каким врачам идти, какие лекарства и где покупать и что еще надо делать.
2. Старайтесь выбирать фонды, которые не только помогают людям, но и системно решают проблемы общества. Да, безусловно важно вылечить ребенка или накормить бездомного, но еще важнее сделать так, чтобы эффективные дорогие лекарства были доступны по программе обязательного медицинского страхования или чтобы люди не оказывались на улице. И именно этим занимаются лучшие фонды.
3. Важно, чтобы у фонда была полная финансовая прозрачность. Фонды должны публиковать отчеты, где расписаны их затраты, в том числе и на собственные нужды.
4. Фонды имеют четкую направленность, и вы можете выбрать ту область помощи, которая вам ближе всего. А если сомневаетесь, какому конкретно фонду помочь, то есть «фонды фондов» которые тщательно выбирают наиболее эффективные и распределяют между ними собранные средства.
А при чем здесь все-таки ВВП, спросите вы? На мысль о связи благотворительности и ВВП меня навел недавний Forbes Talk c известным экономистом Александром Аузаном, где он рассказывал, как уровень доверия влияет на ВВП. Истина проста: чем больше граждане доверяют друг другу, тем лучше живет страна. Аузан привел исследования, согласно которым российский ВВП мог бы расти на 70% быстрее, будь уровень взаимного доверия в нашем обществе не таким низким, как сейчас. А по-моему, ничто так не укрепляет доверие друг к другу, как взаимопомощь и участие в благотворительности. Поэтому, подписываясь на ежемесячные пожертвования фонду, вы помогаете не только другим, но и себе.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора