К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Сломанная модель: как проблемы немецкой экономики отразились на Volkswagen

Фото Fabian Bimmer / Reuters
Фото Fabian Bimmer / Reuters
Отмененные в Германии госсубсидии на продажу электромобилей и взлетевшая после разрыва отношений с Россией стоимость энергоносителей не позволяют немецкому автопрому поддерживать рентабельность. Наиболее ярким примером стал концерн Volkswagen, который впервые в своей истории сообщил о вероятном закрытии некоторых заводов и уже несколько раз снижал прогноз продаж на 2024 год. Компании все сложнее конкурировать с китайскими электрокарами и сокращением рынков сбыта, говорит партнер Capital Lab Евгений Шатов

Еще в 2016 году концерн Volkswagen Group объявил о новой корпоративной программе под названием «Стратегия 2025», в рамках которой планировал сфокусироваться на электрификации своих новых моделей. До наступления 2025 года остались считаные месяцы, а крупнейший автопроизводитель Европы стоит на пороге нового кризиса, который может превзойти по своему масштабу знаменитый «дизельгейт» (в сентябре 2015 года гендиректор концерна Мартин Винтеркорн вынужден был подать в отставку из-за обнаружившихся многолетних манипуляций с ПО дизельных автомобилей Volkswagen, которые позволяли фальсифицировать результат экологических тестов. — Forbes).

В начале сентября руководство компании сообщило, что автопроизводителю, возможно, придется закрыть несколько заводов на территории Германии. За все 87 лет существования концерну еще не приходилось идти на столь жесткие меры. Вдобавок к этому Volkswagen больше не гарантирует занятость своим сотрудникам (подобные гарантии были прописаны в трудовых договорах с 1994 года). Таким образом, компания отказалась от своего обещания не сокращать персонал до 2030 года. А в конце месяца Volkswagen снизил — причем уже не в первый раз — свой прогноз продаж на 2024 год.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Еще в июне 2023-го VW объявил о программе сокращения расходов, в рамках которой планировалось сэкономить €10 млрд к 2026 году. Главная цель программы — достичь показателя рентабельности для легкового подразделения на уровне 6,5%, что заметно выше результата 2023 года — 4,1%. Сейчас руководство VW признает отставание от своего же графика экономии на «несколько миллиардов евро». 

 

Сокращение рынка

Финансовый директор Volkswagen Арно Антлиц аргументирует необходимость закрытия производств отсутствием для них рынков сбыта: «Мы не можем продать 500 000 авто в год из-за сокращения рынка. Это мощность примерно двух заводов». По словам Антлица, после пандемии рынок автомобилей в Европе так и не восстановился до уровня 2019 года, когда в регионе было продано около 16 млн авто. 

Концерн ожидает, что в ближайшем будущем на европейском рынке будет продаваться около 14 млн автомобилей в год. Доля VW составляет около четверти, так что сокращение рынка на 2 млн в год и оборачивается 500 000 нераспроданных машин. 40% от этого объема Volkswagen Group могла бы реализовывать в России, где в доковидном 2019 году продажи автомобилей под брендами Volkswagen и Skoda составили около 187 000 штук. Однако весной 2022 года на волне санкций VW ушел с российского рынка.

 

Китайский конкурент 

Но сокращение европейского авторынка — не единственная и не самая главная проблема Volkswagen. Успехи китайского автопрома особенно заметны в сегменте машин на электрической тяге, а ведь именно на электромобили пытаются сделать ставку в Евросоюзе. В 2023 году почти половина всех электромобилей в мире была произведена в Китае. В Европе китайские машины с электромоторами в прошлом году смогли занять 11% рынка. Угроза «электричек» из Поднебесной для немецких автопроизводителей реальна как никогда, и пока Европа пытается бороться с ними старыми добрыми пошлинами — объявлено о планах повышения пошлин на китайские электромобили до 45%. Но, как известно, в эту игру можно играть вдвоем, и переговоры между властями Китая и Евросоюза еще продолжаются. Скорее всего, стороны придут к компромиссу, и размер пошлин будет заметно снижен. 

Дело в том, что немецкие автоконцерны создали в Китае немало совместных предприятий: они есть у Mercedes, у BMW, а у Volkswagen их целых три: SAIC VOLKSWAGEN, FAW-Volkswagen и Volkswagen Anhui. На этих предприятиях выпускается более 3 млн автомобилей под брендами Volkswagen, Audi, Skoda, Cupra и Jetta. Так что в случае исполнения планов ЕС по введению повышенных пошлин на китайские электромобили ответные меры могут быть весьма жесткими и больно ударить по немецким автопроизводителям, для которых Китай выступает одним из главных экспортных рынков. 

Дорогое электричество 

Растущие цены на энергоресурсы также являются одним из факторов, вносящих свою лепту в стоимость производства любых товаров на территории Германии. Стоимость электроэнергии непрерывно росла с апреля 2020 года, когда 1 МВтч стоил €17, до августа 2022 года, когда она достигла рекордных €470. С тех пор цены заметно снизились, но все еще далеки от доковидных значений — в августе они были на уровне €82. 

 

Импорт российского газа позволял немецким производителям держать рентабельность производств на приемлемом уровне. После отказа от российских энергоресурсов и без того высокая себестоимость немецких товаров заметно выросла, что снизило их конкурентоспособность на глобальном рынке. Сюда же наложилась и выросшая до рекордных значений инфляция, из-за которой вырос фонд оплаты труда сотрудников. 

Пока даже на фоне новостей о закрытии заводов финансовое положение Volkswagen Group трудно назвать плачевным. Объем продаж в 2023 году вырос на 15,5%, прибыль после налогов увеличилась на 13,1% и достигла €17,9 млрд. По итогам 2023 года акционеры получили дивиденды в размере €9 на акцию, общий их объем составил €4,5 млрд. В первом полугодии 2024 года ситуация немного ухудшилась: темпы роста выручки замедлились, прибыль также сократилась. 

Идеальный шторм

Крупнейший автопроизводитель Германии рискует попасть в «идеальный шторм». Вот основные проблемы, которые в ближайшее время придется решать руководству концерна:

  • Закрытие заводов. Из-за отсутствия рынка сбыта для примерно полумиллиона автомобилей VW, по всей видимости, придется закрыть несколько предприятий, в том числе и на территории Германии.
  • Сокращение работников. Закрытие заводов приведет к увольнению десятков тысяч служащих, и это — большая проблема для руководства компании. В Германии сотрудники хорошо защищены законом, к тому же сильны профсоюзы, поэтому на сокращения придется потратить колоссальные средства. Сообщается о бонусе в размере €50 000 за добровольное увольнение, в отдельных случаях компенсация могла доходить до €450 000!
  • Повышение качества автомобилей и доработка программного обеспечения электромобилей, на которое жалуются многие покупатели. В сентябре VW не только отозвала 100 000 электромобилей ID.4 из-за проблем с качеством дверных ручек, но и остановила их продажу и производство. 
  • Падение спроса на электромобили на домашнем рынке из-за прекращения субсидирования их покупки со стороны государства. В августе 2024 года продажи электрокаров в Германии рухнули на 69% по сравнению с тем же месяцем 2023-го. Для стимуляции спроса правительство страны предложило внедрить новые налоговые льготы для компаний, закупающих электрические автомобили. 
  • Конкуренция с китайскими электрическими и гибридными автомобилями. Себестоимость китайских автомобилей гораздо ниже, чем немецких, а качество и функциональность растет с каждым годом. Бороться с их импортом введением заградительных пошлин, скорее всего, не получится из-за наличия у Китая сильных рычагов давления на немецких автопроизводителей. 

Интересно, что некоторые эксперты в Германии считают, что руководство Volkswagen намеренно нагнетает ситуацию и угрожает концом света, чтобы подавить требования профсоюзов по повышению заработной платы и пролоббировать введение новых государственных субсидий на покупку отечественных электромобилей. И, судя по всему, такое поведение уже дает свои плоды: министр экономики Германии Роберт Хабек заявил, что «хочет помочь Volkswagen пережить период сокращения расходов». Он добавил, что политики могли бы помочь, улучшив нормативную базу и подавая правильные сигналы рынку, включая стимулирование перехода на электродвигатели». 

На примере Volkswagen хорошо заметны проблемы промышленного сектора Германии, переживающего сложные времена. По данным ОЭСР, Германия остается одной из самых медленно развивающихся индустриальных стран: в 2024 году ВВП там снизится на 0,1%. В качестве основных причин кризиса Питер Адриан, президент Торгово-промышленной палаты Германии, называет «высокие цены на энергоносители, возросшие затраты на рабочую силу и налоги, чрезмерную бюрократию, длительные процедуры одобрения инвестиций и нехватку квалифицированной рабочей силы».  Официальная статистика подтверждает его слова: за первые три месяца этого года в Германии 5209 компаний подали заявления о банкротстве — это на 26,5% больше, чем за тот же период 2023 года. 

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+