К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зайти в IT: зачем отраслевые компании выходят на рынок информтехнологий

Фото Creatopy / Unsplash
Фото Creatopy / Unsplash
Крупные компании из промышленности, ретейла, финансов, транспорта и других отраслей зачастую уже не просто разрабатывают IT-решения для своих задач. Пользуясь растущим спросом на российские технологии, многие из них пытаются вывести внутренние разработки на открытый рынок. О том, почему сделать для себя и сделать для всех — это разные вещи, и как этот тренд изменит IT-рынок, рассуждает директор практики инфраструктурного консалтинга и информбезопасности компании Axenix Николай Ульрих

Кэптивный тренд

В последние два года на российском рынке появилось множество новых IT-продуктов. В реестре отечественного ПО зарегистрировано больше 22 000 решений. При этом более 4500 из них включены в реестр в 2023 году. Растет и количество IT-компаний: в 2023 году было открыто 5300 новых юридических лиц, специализирующихся на разработке ПО (всего в России работает около 218 000 IT-компаний).

Можно выделить три основных источника пополнения рынка:

  • старые вендоры, увеличивающие продуктовый портфель;
  • стартапы, стремящиеся с нуля занять перспективные ниши после ухода западных вендоров;
  • кэптивные IT-компании — подразделения крупных предприятий, которые занимаются технологическими задачами материнской организации.

Рост и развитие кэптивных компаний — наиболее интересный тренд IT-рынка. Они уже заметны с точки зрения доли, которую занимают. Так, в конце 2023 года насчитывалось около 250 кэптивных компаний, которые связаны с 89 крупными предприятиями из разных отраслей. Годом ранее их было 150, а выручка уже тогда превышала 708 млрд рублей при общем объеме IT-рынка в 2,2 трлн рублей (32% рынка).

 

IT-подразделения крупных компаний начинают развиваться самостоятельно и, как любой бизнес, ищут новые возможности для роста. Многие только задумываются об ориентации на IT-рынок, а некоторые уже начинают на нем работать. Таким образом, рождаются «новые вендоры», которым предстоит конкурировать с традиционными IT-компаниями.

Речь не идет о таких гигантах, как «Сбер», «Яндекс», VK — они осознанно трансформируются в технологические холдинги. «Новые вендоры» — это дочерние структуры промышленных, энергетических, транспортных, торговых, финансовых компаний, которые продолжают фокусироваться на основной деятельности. Но могут коммерциализировать — прямо сейчас или в перспективе — свои непрофильные наработки на привлекательном IT-рынке в узких сегментах.

 

Так, IT-компаниями владеют не только такие промышленные гиганты, как «Норникель», «Северсталь», «Уралхим». Есть собственные IT-организации и у всех крупнейших продуктовых ретейлеров, а также у многих специализированных: «Петрович», Lamoda, «Рольф», «ВсеИнструменты.ру», Kari и др. Отдельными юрлицами для IT-задач обзавелись финансовые компании: РСХБ, Т-Банк, Газпромбанк, банк «Санкт-Петербург». «Дочки» предприятий из энергетики, транспорта, телекома тоже становятся поставщиками IT-решений для своих отраслей.

Государство поддерживает тренд: создано более 30 индустриальных центров компетенций для каждой отрасли (нефтегаз, металлургия, сельское хозяйство и т. д.). В них входят представители крупных компаний, они совместно анализируют потребности индустрии в тех или иных решениях, проверяют наличие готовых продуктов и полноту их функциональности, обозначают необходимость создания новых. На их разработку государство выделяет гранты. Часто заполнением пустующих ниш занимаются именно кэптивные компании, имеющие соответствующие наработки.

Узкие ниши — ограниченные возможности

Занимаясь цифровизацией бизнес-процессов, крупные отраслевые игроки со временем накопили компетенции, достаточные для создания IT-решений. Сегодня 34% крупных компаний предпочитают собственную разработку другим вариантам внедрения ПО. Это объясняется потребностью в уникальных, адаптированных к отраслевым условиям информационных системах, которые невозможно найти среди универсальных предложений из «коробки» от привычных вендоров.

 

Например, в таких промышленных предприятиях часто разрабатывают собственные системы управления производством (MES, manufacturing execution system), системы предиктивного обслуживания. Крупные энергетические компании создают решения для управления энергопотреблением, прогнозирования спроса и оптимизации сетей. Банки и финансовые организации — системы управления рисками, аналитики и обработки данных.

Такие решения, как резонно предполагают топ-менеджеры, могут быть востребованы партнерами и конкурентами по отрасли. Поэтому логично и неудивительно, что однажды компания решает коммерциализировать наработки на новом уровне. То есть вывести решения, ранее предоставляемые в рамках внутренних проектов внедрения, на широкий рынок — уже в формате IT-продуктов.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

В чем проблема

Отраслевая специализация одновременно дает преимущества и ограничивает в развитии. С одной стороны, компании-разработчики обладают глубинными знаниями своей отрасли и могут создавать решения, которые точнее соответствуют потребностям и задачам конкретной индустрии. Кроме того, «новые вендоры» прошли через процесс внедрения своих решений на практике и могут быстрее реагировать на изменения рынка, улучшая продукты с учетом реальных потребностей бизнеса.

С другой — спрос на такие продукты может быть ограничен несколькими компаниями. Выйти за пределы узкой ниши без серьезной переработки решения практически невозможно. Кроме того, большинство этих решений не являются именно продуктами, что приводит к длительным срокам и проблемам при внедрении у других клиентов. Еще переориентация с потребностей внутреннего клиента на внешний рынок требует новых бизнес-моделей и стратегий, характерных для продуктовых компаний. Управление продуктом (Product Governance) отсутствует даже в некоторых крупных и продвинутых IT-компаниях, не говоря уже о профильных подразделениях в холдингах, где разработки часто ведутся без четкой стратегии.

А продуктовая стратегия, между тем, предполагает понимание уже на старте, нужен ли продукт рынку и какие именно потребности он закрывает, какую ценность несет клиенту, какую долю рынка он сможет занять и когда его нужно будет закрыть или переориентировать из-за насыщения спроса. Есть и другие базовые вопросы: как будет развиваться решение в перспективе ближайших лет (roadmap), как реагировать на новые потребности клиентов, какой будет его бизнес-модель (формат оплаты, доставки и поддержки).

 

Если продуктов несколько (а у крупных компаний чаще всего именно так), то необходимо формировать продуктовую стратегию под каждый из них и управлять всем портфелем, исключая малоперспективные решения и фокусируясь на наиболее ценных для рынка.

К чему приведет конкуренция в IT

Крупные российские IT-компании, включая технологических гигантов, стремятся заменить западных вендоров практически по всем направлениям. Это уже приводит к пересечению их продуктов с разработками стартапов и кэптивных IT-компаний: в некоторых сегментах можно выбрать из 10–15 решений.

Острая фаза конкуренции завершится в ближайшие несколько лет. В каждой нише останутся три–четыре лидера, которые поделят рынок. Но кто это будет — техногигант, крупный IT-вендор, стартап или кэптивная компания — пока прогнозировать сложно. Лидер определяется прямо сейчас, и шансы есть у всех: результат конкурентной гонки будет зависеть не только от качества продукта, но и грамотного управления им.

Сейчас важно понимать: чтобы вывести на рынок продукт и сделать его успешным, нужно менять примерно все — стратегию и операционную модель, решая много внутренних задач параллельно с разработкой продукта и выводом его на рынок. Зачастую необходимо останавливать себя в желании максимально расширить функциональность решений, доведя их до идеального состояния.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+