К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Цензура в блогосфере: к чему готовиться российским пользователям

Фото Михаила Синицына / ТАСС
Фото Михаила Синицына / ТАСС
Задержание создателя Telegram Павла Дурова в который раз показало, как сильно власти самых разных стран хотят взять под контроль социальные сети и мессенджеры. Одни государства — Саудовская Аравия, Китай, Турция — практически решили для себя этот вопрос. Другие еще ищут свои подходы к контролю над медиаресурсами. Нет сомнений, что блогосфера будет подчинена национальным законодательствам и утратит анонимность. Вопрос лишь в том, считает преподаватель ВШЭ Дмитрий Бескромный, насколько жесткими будут эти правила. Анализируя опыт соседних стран, можно предположить, что будет внедрено в России

Больше 20 лет российская блогосфера развивалась в условиях вольницы. Набрав критическую массу пользователей, она стала значимым элементом медиасреды. Это можно подтвердить, например, финансовыми показателями: по данным Ассоциации блогеров и агентств (АБА) и платформы IMPeople, по итогам первого полугодия 2024-го объем рынка инфлюенс-маркетинга в России на площадках VK, YouTube, Twitch, Telegram и Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) составил 21,3 млрд рублей. Это на треть больше аналогичного периода прошлого года. В этой связи не удивляет желание правительства деанонимизировать и взять под контроль контент в Telegram и YouTube. В активно сотрудничающих с властями соцсетях (VK, «Одноклассники») контент уже модерируется, а запрещенные Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена), Instagram сильно потеряли в аудитории и для государства былого интереса уже не представляют.

Важный шаг на этом пути был сделан осенью 2022 года, когда был принят закон об обязательной маркировке рекламы у блогеров. Часть авторов вышла из тени и стала сообщать о своих доходах и о том, что именно они рекламируют, в Роскомнадзор. По косвенным оценкам, так стали поступать около 40% всех авторов контента — в основном это владельцы каналов с большим количеством подписчиков. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Дав блогерам время освоиться с новыми правилами, Роскомнадзор уже в первые месяцы 2024 года вынес 52 постановления и начислил штрафов на сумму более 3,5 млн рублей за несвоевременные или неактуальные сведения о рекламе продукции. К административной ответственности были привлечены в том числе Настя Ивлеева, Илья Варламов (признан Минюстом иноагентом), Алишер Моргенштерн (признан Минюстом иноагентом), а также посредники, которые занимались продвижением бизнеса на каналах известных инфлюенсеров, администраторы сообществ в социальных сетях и региональные СМИ. Думаю, что в будущем году сумма штрафов увеличится на порядок. Тем более, что через год-два процесс мониторинга и наложения санкций будет автоматизирован благодаря использованию искусственного интеллекта.

 

Недавно государство сделало еще один важный шаг на пути введения цензуры в блогосфере, обязав владельцев аккаунтов с более чем 10 000 подписчиков регистрироваться и сообщать свои паспортные данные в Роскомнадзор. Пока что у нас нет детальной информации о том, как именно должны подаваться такие заявки, но можно предположить, что это будет заполнение анкеты по аналогии с другими привычными нам государственными сервисами. Для тех, кто этого не сделает, с 1 ноября 2024 года будет действовать запрет на размещение рекламы, сбор донатов и репост контента. Рекламодатель, в свою очередь, сможет проверить регистрацию блогера в реестре Роскомнадзора. С 1 января ведомство будет требовать от администрации соцсетей блокировать незарегистрировавшихся блогеров. Думаю, что будут введены штрафы и для рекламодателей, сотрудничающих с анонимными авторами.

Проблемы для блогеров

Закон о регистрации авторов контента явно был принят на скорую руку и вопрос с контролем блогосферы пока не решает. Он лишь добавит проблем законопослушным пользователям, но никак не поможет в деанонимизации недобросовестных продавцов запрещенных товаров и услуг. 

 

Например, у властей все еще немного рычагов давления на YouTube. Администрация соцсети попросту игнорирует запросы российских властей и остается в серой зоне — с одной стороны, несмотря на замедление работы, сервис пока не запрещен. С другой стороны, владелец YouTube компания Google не выполняет требований российского законодательства. И совсем не факт, что эта дилемма завершится запретом YouTube.

Однако выполнение требований нового закона зависит не только и не столько от взаимодействия чиновников с администрациями соцсетей. Блокировка одного анонимного канала не создает правонарушителям особых проблем — они покупают и быстро раскручивают с помощью черных методов продвижения новые. Например, распространена практика, когда каналы, торгующие запрещенными товарами, удаляются по требованию МВД, но тут же возрождаются через рассылки по имеющейся у них базе клиентов.

Проблемой же для добросовестных блогеров станет то, что они теперь не смогут репостить контент своих партнеров. А вдруг тот, кого репостнул, нарушает закон? Каждый раз «пробивать» своего партнера в реестре Роскомнадзора довольно затруднительно. 

 

Для эффективного продвижения блога автору нужно быть либо известным человеком, либо выстраивать горизонтальные связи внутри площадки, чтобы его как можно чаще репостили партнеры и другие каналы. Именно так и накапливается органическая аудитория. Если контент из канала нельзя репостить из-за невыполнения автором нового закона, это сильно ограничивает его рост. 

Вполне вероятно, что правила регулирования блогосферы еще будут дорабатываться. И здесь российским властям может помочь опыт других стран, причем «недружественные» США и участники Евросоюза в их число вряд ли войдут.

Пример для регуляторов

В мире есть немало стран, которые существенно продвинулись по пути цензуры блогосферы. Приведу лишь некоторые примеры регуляторных мер. 

  • Узбекистан: на данный момент в стране существует строжайшая цензура интернета. Все интернет-провайдеры обязаны арендовать каналы передачи информации у государственного монополиста, что позволяет властям контролировать весь интернет-трафик. Однако в рамках экономической и общественной либерализации подписан указ президента, отменяющий эту монополию с 1 января 2025 года; 
  • Индия: в 2021 году правительство ввело Правила регулирования информационных технологий, которые налагают обязательства на социальные сети по мониторингу и удалению контента, признанного вредным. Это привело к усилению надзора над блогерами и медийными лицами в онлайн-среде. В стране действует система фильтрации контента NETRA — она проводит анализ голосовых и текстовых сообщений, твитов, электронных писем в режиме реального времени;
  • Саудовская Аравия: законом о веб-публикациях введено правило, по которому для размещения постов нужно получать лицензию. Это требование распространяется и на операторов — от них закон требует, чтобы заявители были гражданами Саудовской Аравии или резидентами, соответствовали определенным образовательным и поведенческим стандартам, плюс они должны нанимать утвержденных правительством редакторов. Нарушения могут привести к штрафам и возможному тюремному заключению за контент, который власти сочтут вредным;
  • Китай: действует особая система безопасности Golden Shield Project. Китайское правительство сохраняет строгий контроль над интернетом с помощью «Великий файрвол», который цензурирует широкий спектр законодательно запрещенных тем. Блогеры и создатели контента сталкиваются с серьезными наказаниями за нарушение правил размещения контента;
  • Турция: регуляторная среда определяется законом об интернете, действующим еще с 2007 года. В 2020 году была принята поправка, позволяющая властям блокировать сайты, которые откажутся в течение суток удалить признанный незаконным контент. Правительство расширило контроль над социальными сетями, что привело  в том числе к арестам критикующих государство блогеров.

В перспективе двух-трех лет я вижу в России развитие гибридного сценария, основанного на смешении практик Турции, Китая и Саудовской Аравии, то есть стран, чье геополитическое позиционирование в чем-то пересекается с российским, с которыми уже налажен некоторый обмен опытом. 

Полагаю, что из турецкого законодательства мы возьмем систему мониторинга деструктивного и незаконного контента, а также уведомления площадок о необходимости ограничения доступа к конкретному ресурсу в течение 24 часов. Также стоит ожидать и использования решений на базе ИИ для мониторинга и определения нарушителей закона.

 

Из китайского опыта уже кое-что внедряется — правительство старается ограничить доступ к провайдерам VPN-сервисов, которые не регистрируются в России. Это похоже на логику «Великого китайского файервола» — первичная задача заключается не в полном цензурировании интернет-ресурсов, а скорее, в максимально возможном затруднении доступа к ним. Если пользователи достаточно мотивированы, они смогут обойти запреты и получить доступ к информации с помощью платных сервисов. Просто и в Китае, и в России таких людей относительно немного.

От Саудовской Аравии мы, вероятно, возьмем систему лицензирования контента в некоторых сферах. Мне кажется, что будут выделены наиболее чувствительные отрасли, для работы в которых блогеров обяжут получать лицензию. Возможно, это будет медицина, образование и психология, что соотносится с курсом властей на борьбу с инфобизнесменами. 

Государство сейчас начинает в ускоренном режиме регулировать быстрорастущий рынок, на который вообще не распространялись никакие правила. Поспешность в этом вопросе может вскрыть множество проблем и создать дополнительные трудности для добросовестных авторов контента. Но в любом случае через два-три года мы будем жить в совсем ином медиапространстве.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+