Пометки и штрафы: семь вопросов о новом законопроекте для блогеров
На этой неделе Государственная дума приняла поправки к нескольким федеральным законам: №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», №126 «О связи» и №38 «О рекламе». Они среди прочего регулируют деятельность владельцев страниц в социальных сетях с аудиторией больше 10 000 подписчиков. Этих пользователей обяжут сообщать о себе информацию в Роскомнадзор (РКН) для включения их ресурсов в перечень персональных страниц.
Ранее Роскомнадзор уже выступал с похожей инициативой. Тогда речь шла о блогерах с ежедневной аудиторией свыше 1000 человек. В РКН объясняли предложение желанием деанонимизировать публичные страницы, которые «чувствуют себя безнаказанными» и распространяют в Сети незаконную информацию. Тогда участники рынка инфлюенс-маркетинга, опрошенные Forbes, указывали на множество пробелов в инициативе: кто понимается под блогером, а что — под ежедневной аудиторией, оставалось неясным. При этом часть игроков увидела плюсы в предложении. Например, соосновательница и директор рекламного агентства TGStat Agency Мария Борисенко отмечала в разговоре с Forbes, что деанонимизация пабликов и каналов позволила бы снизить число «пирамид» и скама в социальных сетях.
Как считает автор Telegram-канала «Есть контакт» Анна Борисова, за счет текущего законопроекта «интернет перестанет быть анонимным». А это позволит государству создать «прозрачную систему управления общественным мнением и финансовыми потоками»: «Есть целая индустрия анонимных каналов, которые берут оплату за так называемый «блок на негатив». Это значит, что о вас, вашей компании не публикуют порочащую информацию. Существуют каналы и сообщества, которые регулярно распространяют фейки о государственных структурах. В YouTube масса каналов без лица и имени, которые вещают на эзотерические темы, политические темы и делают различные прогнозы».
Законопроект устанавливает ответственность за владение ресурсами и активами в соцсетях, добавляет управляющий партнер юридической фирмы «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова: «Страница в социальных сетях — это, безусловно, актив. Как за вред, причиненный, например, твоим автомобилем, теперь придется отвечать». Она полагает, что нововведение окажется особенно полезным в спорах, связанных с деловой репутацией (например, публикацией ложных сведений в анонимных каналах) и нарушением исключительных прав на контент в социальных сетях. «Будет просто определить ответчика», — заключает она.
Кого обяжут передавать данные в РКН?
Новый законопроект обязывает передавать данные в РКН автора «персональной страницы» в социальной сети. При этом понятие «персональная страница» в тексте не раскрывается, как и в иных законах и подзаконных актах Российской Федерации, отмечает партнер юридической фирмы Comply Максим Али. Поэтому до конца не ясно, идет ли речь только о блогах или же о всех площадках в социальных сетях с аудиторией свыше 10 000 человек: «Например, непонятно, должны ли все smm-площадки бизнеса немедленно встать в реестр? У многих больше 10 000 пользователей на этих страницах, они распространяют и маркируют рекламу».
Старший партнер Versus.legal Александра Курдюмова подтверждает, что понятие «персональная страница» законодательством не раскрывается. «Теоретически к ней можно отнести страничку в любом сервисе: личная страница «ВКонтакте», Telegram-канал, Youtube-канал, профиль в «Одноклассниках», — рассуждает она.
Затронут ли новые требования средства массовой информации, которые ведут паблики и каналы в социальных сетях, из текста законопроекта тоже до конца не ясно, добавляет Али. Он предполагает, что законодатели специально используют столь широко трактуемый термин: «Он может быть выгоден государству при дальнейшем регулировании новостных и прочих пабликов».
Медиаюрист Дмитрий Григорьев уверен, что ни для бизнеса, ни для СМИ не будет исключений. Даже несмотря на то, что медиа и так обязаны раскрывать о себе информацию, согласно федеральному закону №2124 «О средствах массовой информации». Харитонова предполагает, что под персональной страницей имеется в виду страница физического лица. А значит, корпоративные аккаунты под новое регулирование попадать не будут.
Каких социальных сетей коснется регулирование?
В законопроекте не сказано, какие площадки затронут новые требования. Но статья 10.6 закона «Об информации», куда вносятся изменения, регулирует не все социальные сети, а только те, где распространяют информацию на русском языке, показывают рекламу для российской аудитории, а также сидит свыше 500 000 человек, обращает внимание Али.
Таким образом, закон, скорее всего, обойдет стороной запрещенные в России социальные сети, включая Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), где нельзя распространять рекламу для российских пользователей, считает юрист. «И это совершенно логично. Если сеть в стране запрещена, то и учитывать страницы на ней и регулировать что-либо не имеет смысла», — рассуждает Харитонова.
Григорьев полагает, что под регулирование попадут страницы в российских социальных сетях из соответствующего реестра. На сегодня в него входят 15 площадок: «ВКонтакте», «Одноклассники», Twitter, TikTok, Likee, YouTube, Telegram, LiveJournal, «Пикабу», Pinterest, «Дзен», RuTube, Twitch, Discord и Yappy. К этому склоняется и адвокат Дмитрий Гриц.
При этом законопроект не учитывает нюансы разных социальных сетей, обращает внимание Али: «Например, во «ВКонтакте», если не добавлять пользователей в друзья, то они остаются в подписчиках. И от них по своей воле избавиться невозможно». Может сложиться ситуация, когда человек не ведет блог, но у него уже 5000 друзей и чуть больше 5000 подписчиков. Если он не хочет подавать данные в РКН, то единственный выход из ситуации — удалить страницу, рассуждает юрист.
Какие данные придется передавать в РКН?
Те, которые позволят идентифицировать автора персональной страницы. Но состав сведений и порядок предоставления информации пока не уточняются. Согласно тексту законопроекта, их позднее установит правительство. Гриц полагает, что, скорее всего, авторов обяжут передавать свое имя, адрес электронной почты, ссылку на ресурс. Ранее РКН предлагал сообщать в ведомство ФИО автора страницы и его контактную информацию «для направления юридически значимых сведений».
Будут ли пометки, как в случае с маркировкой рекламы?
Согласно законопроекту, владельцы социальных сетей будут размещать на соответствующих персональных страницах (пабликах, каналах) информацию о том, что те включены в реестр персональных страниц. Каким образом будет выглядеть пометка, позднее определит правительство, отмечает Али. «Скорее всего, российские площадки предусмотрят какие-то формы для публикации данных, как это было с маркировкой», — добавляет он.
Григорьев предполагает, что пометка будет выглядеть так же, как выходные данные СМИ. В соответствии со статьей 27 федерального закона «О средствах массовой информации», сетевое издание должно указывать на официальном сайте название издания, его учредителей, фамилию и инициалы главного редактора, адрес электронной почты и номер телефона редакции и пр. Курдюмова полагает, что площадки будут размещать в блогах реестровую запись или же порядковый номер из реестра персональных страниц.
Что если владелец страницы не передал данные о себе в РКН?
Согласно законопроекту, владельцам персональных страниц с аудиторией свыше 10 000 человек, которые не сообщили о себе в РКН, запретят размещать «информацию, содержащую предложения о финансировании данного пользователя, а также сведения о возможных способах осуществления этого финансирования». Под этой формулировкой понимаются донаты, говорит Али. «Предложение о финансировании — это просьба о донате. Сведения о возможных способах — это любая информация о том, как сделать донат, в том числе номер карты, ссылка на Boosty и Patreon (сервисы для получения донатов. — Forbes) и тому подобное», — поясняет юрист.
Кроме того, согласно поправке к закону «О рекламе», на персональных страницах, которые не включены в реестр, нельзя будет размещать рекламу. Это ограничение собеседники Forbes считают спорным. По словам Григорьева, оно как минимум противоречит Конституции и Гражданскому кодексу. «Рекламная деятельность по распространению информации охраняется такими конституционными гарантиями, как запрет цензуры и право на свободное размещение информации (так как реклама — это информация), а также Гражданским кодексом: разрешает заниматься любым видом деятельности, если в отношении него не установлено лицензирование. Для рекламной деятельности нет лицензионных требований, но нововведение по факту говорит [владельцу блога]: ты получишь право размещать рекламу только после подачи уведомления. По факту это и есть лицензирование в уведомительном порядке».
Более того, согласно новым поправкам, власти смогут потребовать социальную сеть раскрыть данные за пользователя. Таким образом, если тот или иной канал или паблик не стал предоставлять о себе данные, они все равно попадут в ведомство, отмечает Али. «Вопрос в том, будет ли, например, Telegram реагировать на каждое обращение российских властей. С одной стороны, это зарубежный мессенджер и известны его конфликты с той же ФСБ. С другой — формально он все же находится в реестре «организаторов распространения информации» и вполне может реагировать на запросы», — рассуждает юрист.
Харитонова полагает, что на разрешенных зарубежных площадках вроде YouTube регулирование коснется только российских граждан или же пользователей, которые ведут социальные сети на русском языке для аудитории из России. Али добавляет, что чаще всего «российская юрисдикция в Интернете» определяется «через нацеленность на российскую аудиторию». Таким образом, если пользователь живет за рубежом, но ведет YouTube-канал для российских зрителей, он обязан будет сообщить данные о себе в РКН, предполагает юрист. В случае с российскими площадками, такими как «ВКонтакте», вопрос сложнее: регулирование может затронуть и иностранцев, даже тех, кто ведет страницы на родном языке. «Но скорее всего [у властей] не будет механизмов контроля [таких пользователей]», — заключает Харитонова.
Можно ли репостнуть публикацию из паблика или канала, не вошедшего в реестр РКН?
Законопроект запрещает «распространение информации, которая была распространена на персональной странице, не включенной в перечень персональных страниц». По сути это запрет репостов, уточняет Григорьев. Эту часть поправок он считает самой «жесткой»: «Это уже мелкое надругательство над Конституцией». Согласно Конституции, граждане России вправе свободно искать, распространять и получать информацию, только если эта информация не запрещена, поясняет юрист: «Например, признают контент (книгу или фильм. — Forbes) запрещенной информацией, и мы понимаем, что эту информацию распространять нельзя». Новое же требование радикально отличается от общего подхода, продолжает он. «Предположим, человек выкладывает фото своего кота, кот не запрещен, ничего противоправного в информации нет. Но из-за того, что автор публикации о коте не встал в реестр, тот, кто ее репостнет, совершает правонарушение», — рассуждает Григорьев.
Али тоже называет эту часть законопроекта «самой одиозной», так как она затрагивает всех пользователей социальных сетей и «не подчиняется здравому смыслу». «Мне сложно представить, как мои френды во «ВКонтакте» будут заходить на сайт РКН, проверяя, есть ли конкретный десятитысячник в реестре [прежде чем сделать репост]», — шутит он.
Что будет за нарушение требований?
Законопроект не предусматривает ответственности за размещение рекламы на странице не вошедшего в реестр автора страницы. Но нарушения будут регулироваться общей для рекламной индустрии статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отмечают Али и юрист Юрий Капштык. Она устанавливает штрафы для рекламодателей, рекламопроизводителей или рекламораспространителей. Они составляют от 2000 до 2500 рублей для граждан, от 4000 до 20 000 рублей — для должностных лиц, и от 100 000 до 500 000 рублей — для юридических лиц.
В то же время, по словам Григорьева, текущая версия законопроекта не вносит правки в статью 38 закона «О рекламе» «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации» и не определяет субъекта правонарушения, то есть того, кто несет ответственность за размещение рекламы на неавторизированной странице (не включенной в реестр). «А если субъект ответственности не установлен, то к нему нельзя применять наказание. То есть не может надзор прийти и сказать: ты, рекламодатель, разместил на этой странице рекламу, а она не внесена в реестр, поэтому ты отвечаешь», — поясняет юрист. Он ожидает, что под законопроект разработают новые санкции.
В любом случае, компаниям придется придумывать механизмы защиты от потенциальных рисков, отмечают собеседники Forbes. «Если вдруг мы размещаем рекламу на странице с аудиторией меньше 10 000 человек (например, 9999), то придется делать скрин на момент выхода рекламы, чтобы подтвердить размер аудитории», — говорит диджитал-продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM Кирилл Диденок.
Ответственность за перечисление донатов и репосты в законопроекте также не прописана. Капштык предполагает, что после принятия закона каждое нарушение будет рассматриваться отдельно. Но основной мерой наказания станет блокировка персональной страницы. Согласно законопроекту, Роскомнадзор может потребовать от владельцев социальной сети в течение суток заблокировать пользователя, который не выполнил новые требования, а именно не предоставил данные о себе в РКН. Али допускает, что часть проблем решат «ВКонтакте» и другие площадки на техническом уровне: например, будут автоматически просить пользователя зарегистрироваться в реестре, сразу как его аудитория достигнет отметки в 10 000 человек, а до тех пор ограничивать возможность репоста с его страницы.