К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Обойдемся без искажений: как избавиться от стереотипного мышления

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Люди часто мыслят стереотипно, например судят о человеке по внешности, принимают все на себя, заметив, что у руководителя плохое настроение, или, допустив одну ошибку, думают, что все пропало и ничего не исправить. Все это игры нашего разума, которые в психологии называются когнитивными искажениями. В колонке для Forbes Young кандидат психологических наук и сооснователь «Академии профессионального коучинга 5 Prism» Ольга Рыбина рассказывает, как проявляются когнитивные искажения, какими они бывают и можно ли научиться мыслить без стереотипов

Основываясь на прошлом опыте и личных предпочтениях, мы регулярно мыслим стереотипно, додумываем то, чего не знаем, делаем распространенные ошибки в мышлении. Именно они являются первопричиной зачастую неверных суждений, оценок, действий и поступков. Например, согласно докладу ООН, многие до сих пор придерживаются стереотипного мнения, что у мужчин лучше получается делать карьеру, а женщины должны быть хранительницами очага и не претендовать на профессиональный успех. В психологии такие ошибки мышления называются когнитивными искажениями. 

Telegram-канал Forbes Young
Просто о сложной картине мира
Подписаться

Какие бывают и как возникают когнитивные искажения

Всего когнитивных искажений более сотни, но наиболее часто встречаются три:

  • Эффект ореола, или, как в народе говорят, «встречают по одежке». Этот термин ввел американский психолог Эдвард Торндайк. Речь идет о первом впечатлении, которое влияет на оценку отдельных характеристик человека или компании, когда судят по внешнему виду, профессии, социальному статусу, достижениям. Например, согласно результатам опроса, проведенного сервисом SuperJob, 69% работодателей считают, что соискателям с привлекательными чертами лица легче получить работу. Еще многие из нас думают, что если человек успешный, красивый, хороший, у него получилось подняться по карьерной лестнице или завоевать какие-то награды, значит, он во всем такой прекрасный. 
  • Персонализация, то есть стремление придавать событиям личный характер. Например, слышать смех и думать, что смеются именно над вами, а если начальник хмурится, значит, вы что-то не так сделали. Часто дети, родители которых развелись, считают, что причина расставания кроется в них. Персонализация связана с другим понятием в психологии — локусом контроля. Это свойство личности приписывать весь негатив или свои успехи внутренним или внешним факторам. Локус контроля у большинства из нас находится в балансе, но есть и крайности. Так, некоторые люди склонны обвинять во всем, что с ними происходит, других — людей, систему, ситуации, события, и наоборот, есть те, кто во всем видит свою значительную роль и ответственность.
  • «Все или ничего», или черно-белое мышление. Это позиция крайностей: хорошо или плохо, правильно или неправильно. Такое мышление губительно из-за неспособности увидеть всю палитру возможностей. В конечном итоге может произойти обобщение. Например, предприниматель допустил одну ошибку, но распространяет негативный опыт на все свои действия: «Все пропало, у меня вообще ничего никогда не получается».

Когнитивные искажения формируют социальная среда, в которой мы росли и воспитывались, психологические установки и травмы. Американский писатель и автор статьи Cognitive bias cheat sheet (с англ. — «Шпаргалка по когнитивным искажениям») Бастер Бенсон предположил, что они необходимы мозгу для экономии времени и энергии. Он сгруппировал все когнитивные искажения, убрал дублирующие друг друга и выделил четыре проблемы, с которыми они помогают нам справиться.

 

Проблема №1: слишком много информации

Наш мозг, подобно компьютеру, не выносит информационной перегрузки. Поэтому при большом количестве данных он уже не старается делать рациональный выбор и начинает пользоваться готовыми схемами. Например, выбирает в общем потоке ту информацию, которая сильно выделяется, или ту, с которой ранее уже встречался. Так, на прилавке магазина в другой стране мы, скорее всего, в первую очередь обратим внимание на уже знакомый нам бренд.

 

Проблема №2: мало смыслов

При отсутствии достаточного количества данных мозг стремится заполнить пробелы и применить одну из готовых моделей, которая больше подходит к конкретному случаю. Например, когда мы хотим предугадать поведение другого человека, пытаемся поставить себя на его место и посмотреть на мир его глазами.

Проблема №3: необходимость реагировать быстро

 

Исследование канадских ученых показало, что за день у человека возникает более 6000 мыслей. А чтобы мысль стала действием, необходимо всего 150 миллисекунд. Причем большинство действий мы совершаем неосознанно на уровне рефлексов, особенно если речь о жизни и смерти. Но качество быстро принятых решений впоследствии может нас совершенно не устроить.

Проблема №4: игры памяти

Мозг не в состоянии запомнить абсолютно все: он пытается сохранить в памяти только важные детали, которые, как ему кажется, могут пригодиться в будущем, а потом достраивает по ним картинку целиком.

Как минимизировать когнитивные искажения

Поскольку когнитивные искажения — это ошибки в мышлении и восприятии, необходимо научиться отслеживать свои мысли. И начать лучше с диалога с самим собой. Для каждого типа когнитивных искажений нужно подбирать свои вопросы. Все вопросы и ответы лучше записывать. Ведение дневника поможет бороться с негативными мыслями, сфокусироваться на том, что для вас важно, и развивать критическое мышление.

При ошибке мышления «эффект ореола» важно понимать, что внешность обманчива. Спросите себя: «На основании чего я посчитал, что это правда?», «Какие есть аргументы, что это правда?», «Можно ли доказать, что я ошибаюсь?»

 

При персонализации человек путает, кто и за что отвечает. Чтобы решить эту задачу, надо спросить себя, что действительно попадало в вашу зону ответственности, и определить рамки. Здесь важно осознать: «Я не могу быть виноватым во всех несчастьях мира и также не могу быть ответственным за все хорошее, что происходит вокруг». Так придет понимание, что истина посередине: есть внешние факторы, вы и другие люди, а все происходящее — результат совместного взаимодействия.

Аналогичные вопросы задаем и при черно-белом мышлении: «За что отвечаю я?», «Если я допустил одну ошибку, то о чем она мне говорит?», «Значит ли это, что я неудачник?»

Как принимать рациональные решения

В 2002 году израильско-американский психолог Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию по экономике «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности — при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности».

На основе своих исследований Канеман условно выделил две системы мышления. «Система 1» — автоматическая — отвечает за реакции и рефлексы и почти не задействует ресурсы мозга: он как бы достает из базы уже готовые паттерны с определенным набором предписаний. К этому типу мышления мы прибегаем как раз когда необходимо реагировать быстро.

 

«Система 2» — медленное, аналитическое мышление — отвечает за мыслительную и исследовательскую деятельность и помогает принимать рациональные решения. Есть три достаточно простых способа ее развить:

  1. Собирать и анализировать информацию. Сначала все нужно обдумать без эмоций, чтобы четко сформулировать задачу, которую необходимо решить.
  2. Сравнивать варианты и выбирать из них. Записывайте в дневник все ваши предположения и факты — вы увидите различия между ними и сможете определиться с правильным решением. Более того, поймете, что выходов из проблемы может быть больше одного.
  3. Оценивать решения и делать выводы. Подвергайте сомнению очевидные умозаключения. Тогда вы сможете их пересмотреть и попытаться сделать верные выводы.

Разберемся, как это работает, на примере. Представьте, что вам как наемному сотруднику необходимо к определенному сроку подготовить отчет для руководителя. Для этого вам нужно собрать данные со всех отделов компании. Какое-то подразделение игнорирует ваши запросы, и, как следствие, сдать отчет вовремя не получается. Если включится «Система 1», то реакция может быть: «Ужас какой! Меня уволят!» Начинаются разборки между отделами, эмоции захлестывают. 

Если действовать по «Системе 2», нужно начать с анализа информации: что у вас уже есть, чего не хватает, что можно сделать для того, чтобы все-таки подготовить и сдать отчет вовремя. Дальше формулируем задачу, в данном случае — сдать отчет в срок. Начинаем исследовать ситуацию и задаем вопросы: «Сколько дней осталось до сдачи отчета?», «Что я могу сделать и что зависит от меня?», «Могу ли я договориться с тем отделом, который еще не прислал мне данные?», «Кто может помочь получить недостающую информацию?» Изучаем возможные ответы, взвешиваем имеющиеся варианты и выбираем те, которые максимально приблизят к результату. Таким образом, вместо того чтобы эмоционально реагировать, вы собираете информацию и рассматриваете доступные варианты, которые помогут выполнить задачу в обозначенные сроки.

Научиться управлять мыслями непросто. Раз за разом они могут «утекать» в прежнее привычное русло. Но постепенно, с практикой, вы сможете развить тот уровень осознанности, при котором станете замечать свое стереотипное мышление и научитесь заменять такие мысли на когнитивно не искаженные.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+