Взаимная конфискация: что означает указ Путина об активах США в России
Белый дом решит
На присоединение Крыма к России в 2014 году основные западные юрисдикции ответили экономическими санкциями. После февраля 2022 года количество и качество санкций сильно выросло. В апреле 2024-го Конгресс США принял закон № H.R.8038 «О восстановлении экономического процветания и возможностей для украинцев», позволяющий во внесудебном порядке конфисковать замороженные российские суверенные активы.
Подобного США не практиковали даже в отношении Ирана, хотя тогда они пострадали напрямую: после начала Исламской революции в 1979 году в заложниках на 444 дня оказались несколько десятков американских граждан. В данном же случае с точки зрения международного права США не являются потерпевшим государством, прямо или косвенно затронутым российско-украинским конфликтом.
Тем не менее Конгресс в одностороннем порядке признал Россию государством-агрессором. В связи с этим он наделил президента США правом изымать и конфисковывать любое имущество, активы, соответствующие права требования в отношении суверенных активов России для их последующей передачи Украине. Как следует из преамбулы H.R.8038, речь идет о заблокированных в американских банках суверенных активах на сумму от $4 до $6 млрд.
Если Джо Байден решит воспользоваться новым механизмом, то конфискованные российские активы будут направлены в Фонд помощи Украине. При этом активы частных лиц не являются предметом конфискации в соответствии с этим законом.
Отдельного внимания заслуживает положение об отсутствии у российских владельцев замороженных активов, таких как Центральный банк, Министерство финансов и Фонд национального благосостояния, права обращаться в американские суды за защитой, то есть оспорить конфискацию как произвол. Зато субъекты делового оборота США, в частности банки и инвестиционные фонды, у которых заморожены активы, имеют 60 дней на оспаривание положений закона как не соответствующих Конституции США. Соответствующие споры подсудны федеральным судам округа Колумбия. Однако пока ни один такой иск подан не был. Впрочем, и президент Байден еще не инициировал конфискацию российских суверенных активов в соответствии с принятым законом, однако может сделать это в любой момент.
Конфискация по-европейски
В Европе, где как раз и заблокирована львиная доля российских суверенных активов, все еще идет дискуссия о способах помощи Украине за счет замороженных средств. Например, в Швейцарии, которая до сих пор присоединялась ко всем пакетам санкций ЕС, Федеральный совет еще в феврале 2023 года постановил, что законодательство страны и ее международные договоры не содержат правовых оснований для конфискации российских активов и их передачи Украине, а возможное изменение законодательства может быть оспорено и на федеральном уровне, и на уровне кантонов.
Препятствует конфискации статья 17 Хартии ЕС об основных правах, которая позволяет конфисковать что угодно, но при условии выплаты соразмерной компенсации. Но хартию под Украину менять никто не будет, а Совет ЕС не обладает полномочиями по регулированию гражданско-правовых отношений и установлению механизма конфискации в рамках политики антироссийских санкций. Иначе это можно истолковать как превышение полномочий.
Следуя американскому примеру, 21 мая Совет ЕС утвердил изменения в нормативные правовые акты о секторальных санкциях против России. Пакет был опубликован и вступил в действие с 22 мая. Теперь для европейских депозитариев ценных бумаг, у которых на счетах находится более €1 млн российских суверенных активов, вводится правило дважды в год перечислять в бюджет ЕС внереализационные доходы от этих активов в размере не менее 89,7% годовой чистой прибыли, полученной депозитариями за управление ценными бумагами. Брюссель, в свою очередь, должен направлять эти деньги на помощь Украине через Европейский фонд мира.
При этом решение ЕС не предусматривает конфискации суверенных активов России: само тело активов и доходы, полученные по ним вне управления европейскими депозитариями (в том числе купоны, дивиденды и иной доход, который начисляется на активы российского ЦБ), останутся по-прежнему замороженными и нетронутыми внутри депозитариев. Раз в год ЕС будет пересматривать процентное распределение ресурсов в зависимости от текущих приоритетов.
Отдельно подчеркивается, что непредвиденная прибыль и внереализационные доходы от управления активами Банка России «не являются суверенными активами», поэтому механизм их передачи Украине не нарушает права собственности и суверенные иммунитеты государств.
Российский ответ
Президент России Владимир Путин 23 мая подписал указ «О специальном порядке компенсации ущерба, причиненного Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки». В соответствии с указом:
- Правительству необходимо установить специальный порядок компенсации ущерба на случай необоснованного лишения российских правообладателей прав на имущество. Ему дано четыре месяца на подготовку необходимых изменений в законодательство.
- Соответствующий правообладатель — ЦБ или Минфин — вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта необоснованного лишения имущества или соответствующих прав.
- Суд после возбуждения производства по заявлению запрашивает у правительственной комиссии по иностранным инвестициям сведения об имуществе и активах США или американских лиц на территории России.
- В случае установления факта суд принимает решение о компенсации ущерба, а заявитель исполняет его за счет обнаруженного правкомиссией имущества.
Для администрирования указа и нового порядка правительство может назначить соответствующий орган власти. Вероятнее всего, таковым станет Росимущество.
Указ, по сути, вводит новый механизм контрсанкций со стороны России и опирается на ряд уже принятых федеральных законов, таких как «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» 2006 года, «О безопасности» 2010 года и «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств». Однако, если одобренный Конгрессом США закон распространяется только на суверенные активы российского правительства, но не на активы частных лиц, то указ Путина допускает конфискацию собственности американских граждан, компаний и банков.
Как будет работать указ
Новым механизмом смогут воспользоваться только российские держатели суверенных активов, прежде всего ЦБ и Минфин. Частным лицам, таким как предприниматель Константин Малофеев, у которого американский суд в 2023 году конфисковал $5,5 млн инвестиций, президентский указ не поможет.
Если президент США в соответствии со своими новыми полномочиями примет решение о конфискации тех или иных российских активов, то ЦБ, например, сможет обратиться в арбитражный суд города Москвы с иском об установлении факта незаконной конфискации. Чтобы доказать факт конфискации, достаточно будет показать суду перевод принятого в США решения и исполненное платежное поручение от американского банка или депозитария, где были заморожены соответствующие активы. Суд, в свою очередь, запросит у правительственной комиссии по иностранным инвестициям информацию об активах американского правительства, компаний и граждан на территории России.
Установив факт необоснованного лишения истца прав на имущество в связи с действиями государственных органов США, российский суд может принять решение о компенсации причиненного ущерба за счет активов, указанных в ответе правкомиссии на судебный запрос.
Сложности могут возникнуть с очередностью обращения взыскания. По логике и в соответствии с принципом взаимности ущерб ЦБ или правительству России в первую очередь следует компенсировать за счет американских суверенных активов. Проблема в том, что вряд ли в российской юрисдикции заморожены значительные суверенные активы США, а обращать взыскание на помещения дипломатических и консульских представительств запрещают соответствующие Венские конвенции. Возможно, поэтому указ российского президента и допускает конфискацию активов второй очереди: ценных бумаг, акций, долей в компаниях, движимого и недвижимого имущества. В третью очередь может дойти до имущества тех все еще остающихся на территории России американцев, которые не обзавелись российским паспортом. Выбор «жертв» фактически отдан на усмотрение правкомиссии.
Вся эта ситуация — пример того, что на любое действие есть противодействие. С моей точки зрения, президент своим указом дает понять американским властям: если будут конфискованы российские суверенные активы — в ответ пострадают американские компании и граждане. Возможно, это остановит Белый дом и закон H.R.8038 не будет применяться на практике. Тогда и радикальные меры, предусмотренные в указе российского президента, не понадобятся.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора