К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Слеш-карьеризм и суперкоманды: как меняется фриланс в 2024 году

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Популярность фриланса продолжает расти. В связи с этим в мире проектной работы становятся востребованными профессии, о которых раньше мало кто слышал, и набирают популярность новые подходы к работе. О главных трендах в сфере частичной занятости в 2024 году в колонке для Forbes рассказывает сооснователь сервиса для безопасных сделок с фрилансерами Solar Staff Павел Шинкаренко

Слеш-карьеризм 

Пандемия и вынужденный уход на удаленку в 2020 году подстегнули развитие фриланса. К концу 2023-го число фрилансеров в России выросло на 5 млн человек и достигло 19 млн. И популярность частичной занятости будет только расти: консалтинговая фирма PwC прогнозирует, что уже в следующем году проектные работники будут выполнять до 20% задач в компаниях, а объем рынка фриланса в России может достигнуть $102 млрд.

Все больше людей выбирают проектную занятость, так как она дает возможность регулировать нагрузку и благодаря этому сочетать работу с личной жизнью, путешествиями и хобби. Однако с ростом числа специалистов на рынке фриланса меняются условия игры. Например, чтобы заполучить желаемые проекты, фрилансеру уже недостаточно демонстрировать умения в одной сфере — работодатель сегодня ценит многофункциональность, и обычному копирайтеру предпочитает копирайтера с навыками в PR. 

По сути мы наблюдаем новый виток слеш-карьеризма. Это явление впервые описала американская журналистка Марси Албохер в 2007 году в книге «Один человек / много карьер». Так она называла тенденцию, когда человек развивается сразу по нескольким карьерным трекам, например, одновременно как программист и дизайнер. Таким образом он увеличивает свои шансы на стабильный заработок, а сегодня еще и отстраивается от конкурентов. 

 

Бизнесу слеш-карьеристы особенно интересны во время непонятных и сложных экономических периодов. Нанимая людей с кросс-функциями, компании могут оптимизировать расходы и эффективнее управлять командами: вместо десяти обычных специалистов им достаточно пяти, а такую компактную команду проще менеджерить. Такие многозадачные фрилансеры также смогут стать хорошими руководителями проектов в будущем: разные компетенции позволяют им лучше оценивать результаты других сотрудников и помогать им расти.

Профессии будущего

На рынке фриланса появляются и новые профессии. Это, например, AI-тренеры — редакторы будущего, которые проверяют написанные нейросетью тексты и учат их разговаривать, интерпретаторы алгоритмов, которые помогают людям понять, как и почему искусственный интеллект принимает те или иные решения, и аудиторы алгоритмов, которые проверяет их предвзятость — от музыкальных рекомендаций в «Яндекс Музыке» до кандидатов, предложенных дейтинговым сервисом Twinby. Появлению новых специальностей во многом способствует развитие технологий. 

 

На рынке набирают популярность и давно знакомые, но ранее востребованные среди единиц профессии. Один из самых ярких примеров — транскреатор. Он переводит рекламные и маркетинговые материалы так, чтобы они звучали естественно и убедительно для аудитории бизнеса в новой стране. Такой специалист требуется в основном проектно, поэтому чаще всего работает на фрилансе. 

Транскреация — не новость на рынке. Крупные бренды десятилетиями адаптировали к локальной специфике свою атрибутику. Так, слоган McDonald’s I’m loving it («Я это люблю») в каждой стране звучит по-своему, например, в Испании как Meencanta («Мне нравится»). Это связано с особенностями местного менталитета: для испанцев слово «любовь» имеет более глубокое значение, чем, например, в США. Но сегодня транскреация приобретает массовый характер. На фоне глобализации даже небольшие компании стремятся к расширению своего присутствия в различных регионах. Это, в свою очередь, стимулирует потребность в профессионалах, способных адаптировать продукты и маркетинговые стратегии под конкретные рынки.

Недавний пример — выход китайских продавцов на российский маркетплейс Wildberries. Изначально новость напугала российских селлеров, которые зачастую перепродают на платформе товары из Китая. Но быстро стало понятно: китайские поставщики не смогут конкурировать с отечественными перекупщиками, потому что плохо работают с карточками товаров. В частности, они делают простой, зачастую машинный перевод с китайского на русский язык, не учитывая специфику российской аудитории. Многие из них будут вынуждены либо свернуть работу на площадке, либо нанять локальных специалистов, которые будут генерировать описания товаров для российских покупателей с учетом местных особенностей восприятия информации, а именно транскреаторов. 

 

Суперкоманды

Еще один тренд на рынке фриланса — внештатники объединяются в группы и вместе приходят на проекты. Так они более интересны бизнесу: компании выгоднее нанять готовую команду, нежели тратить собственные ресурсы на поиск отдельных специалистов и создание отдела. Зачастую работодатель привлекает на фрилансе одного человека, а тот подтягивает в проект нужных специалистов из своего окружения. Скажем, разработчик берется за задачу по созданию сайта и привлекает к работе знакомых дизайнеров, копирайтеров и пр. При этом все они могут одновременно состоять в нескольких командах. 

Любопытно, что после сдачи проекта зачастую люди расходятся и формируют новые группы. У явления, когда фрилансеры временно объединяются для выполнения определенных задач, есть название — Liquid Super Teams (LST). Такие «жидкие» или «сверхмобильные» команды могут быстро расширяться или сужаться. Это, в свою очередь, позволяет компаниям быстрее реагировать на изменения рынка, что необходимо в условиях постоянно растущей конкуренции. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+