Знакомый почерк: как в мусульманском мире обсуждают версии теракта в Crocus City Hall
От ХАМАС до Израиля
Уже в первые часы после трагедии представители властей практически всех мусульманских стран стали выступать с осуждением этого преступления и выражать соболезнования России. Многие из них в своих заявлениях подчеркивали необходимость объединения усилий в борьбе с международным терроризмом.
«Совместная и эффективная борьба с терроризмом требует серьезных и недискриминационных действий со стороны международного сообщества», — написал на русском языке на своей странице в соцсети X министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян.
В свою очередь, генеральный секретарь Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) Джассим Мухаммед аль-Будайви подтвердил позицию объединения, «отвергающую все формы насилия, экстремизма и терроризма, которые направлены на дестабилизацию безопасности и стабильности в любом регионе мира».
Параллельно с этим жители многих мусульманских стран стали приносить цветы, свечи и игрушки к зданиям российских дипломатических представительств. А вечером в субботу в Дубае небоскреб Бурдж-Халифа окрасили в цвета российского флага.
Ведущие издания региона в субботу и воскресенье посвятили первые полосы теракту. Так, 23 марта одна из крупнейших турецких газет Milliyet поместила заголовок «11 сентября для России», а издающаяся в Лондоне общеарабская газета Al-Quds Al-Arabi — «Россия столкнулась с самым ужасным терактом за последние годы».
Одним из первых, кто осудил теракт в «Крокусе» и выразил соболезнования России, стало радикальное палестинское движение ХАМАС. «Мы выражаем полную солидарность с Россией, ее народом и семьями погибших», — подчеркивалось в сообщении. При этом в арабо- и отчасти турецкоязычных соцсетях даже появились утверждения о том, что за терактом в Подмосковье стоит Израиль, недовольный позицией России по ближневосточному конфликту. Но эта версия осталась маргинальной, к тому же власти еврейского государства также одними из первых осудили теракт, а посол Израиля в России Симона Гальперин посетила стихийный мемориал у места трагедии и зажгла свечи в память о жертвах теракта.
Почему «Исламское государство»
На страницах большинства ближневосточных изданий главным возможным виновником теракта называются боевики террористической группировки «Исламское государство» (также ИГИЛ, ИГ, запрещенная в России террористическая организация), которая была фактически разгромлена в Ираке и Сирии в середине 2010-х и сегодня представляет собой конгломерат из нескольких разрозненных филиалов на Ближнем Востоке, а также в Африке, Афганистане и Пакистане.
Причастность же других террористических сетей, таких как «Аль-Каида» (запрещенная в России террористическая организация), бравшая ответственность за теракты 11 сентября 2001 года в США, но ослабленная в последние годы, всерьез не рассматривается.
«Для чего «Аль-Каиде» нападать на Москву? Убедительных оснований для этого нет, ведь даже боевые действия в Сирии пошли на убыль. <…> Поскольку большинство лидеров «Аль-Каиды» были убиты и арестованы, она уже не является крупнейшей группировкой в сравнении с «Джебхат ан-Нусра» (запрещенная в России террористическая организация), ИГИЛ, «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещенная в России террористическая организация), сомалийской группировкой «Аш-Шабаб» и другими группировками, расползающимися по всему региону, как фурункулы», — пишет саудовский журналист Абдель Рахман ар-Рашид в издающейся в Лондоне общеарабской газете Asharq Al-Awsat.
В пользу версии о причастности «Исламского государства» свидетельствует тот факт, что в пропагандистских материалах группировки в последние недели прямо или косвенно упоминалась Россия. Так, в выпуске газеты «Ан-Наба» («Известие») от 8 февраля, издающейся от имени боевиков, говорится о том, что ИГ желает усилить напряженность между Россией и странами Запада.
18 февраля филиал группировки «Вилаят Хорасан» (признана террористической и запрещена в России), или «Исламское государство — Хорасан», в Афганистане распространил 55-минутное видео о своей борьбе с движением «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация), которое он считает своим непримиримым врагом, в том числе за его сотрудничество с Москвой.
«После того как уничтожили тех, кто вчера воевал с русскими [в Афганистане в 1979-1989 годах], сегодня ситуация изменилась с изменением веры [талибов], что сделало их союзниками, объединенными [с русскими] добрососедством. Однако у мусульман в Хорасане другое мнение. Поэтому они осуществили против них операцию и смешали их кровь с кровью русских крестоносцев у российского посольства», — говорит закадровый голос в ролике, имея в виду теракт у стен посольства России в Кабуле 5 сентября 2022 года, в котором погибли два сотрудника российской дипмиссии и ответственность за который взяло на себя «Исламское государство — Хорасан».
Другой обозреватель газеты Asharq Al-Awsat, Машари аз-Зайди, указывает на то, что у «Вилаят Хорасан» были причины атаковать Россию, потому что этот филиал ИГ включает группы боевиков из Таджикистана, Туркменистана и других стран Центральной Азии. «Они имеют историческую вражду с Россией еще со времен Советского Союза и вплоть до эпохи Путина. <…> Из-за участия России в поддержке сирийского режима и нападениях на ИГ, «Аль-Каиду» и других на сирийской земле. И эта война все еще продолжается», — резюмирует эксперт.
Проблемы версии
При этом не в пользу версии о причастности «Исламского государства» к теракту в Подмосковье говорит тот факт, что за всю историю «Вилаят Хорасан» не совершил ни одного теракта за пределами Афганистана и Пакистана. В январе 2024 года группировка взяла ответственность за теракт в иранском городе Керман, но ее причастность пока ничем не подтверждена.
Численность группировки, по оценкам ООН, составляет примерно 4000-6000 человек, и она считается самой опасной на афганской территории, привлекая на свою сторону всех, кто выступает против власти талибов в Афганистане. Однако функциональные возможности и ресурсы «Вилаят Хорасан» сильно ограничены. Фактически единственная тактика, которую используют боевики при осуществлении терактов, — направление террористов-смертников. Например, 21 марта в южном афганском городе Кандагар, который считается колыбелью «Талибана», был совершен взрыв у отделения банка, в результате которого, по последним данным, погибли 23 человека.
Представители «Талибана» в своем заявлении с осуждением теракта в «Крокусе» указывают, что боевикам ИГ могла покровительствовать какая-то из спецслужб. «ИГИЛ, которая нападает на гражданское население в Афганистане и в других регионах мира, этим инцидентом снова наглядно продемонстрировала, что это группировка в руках спецслужб, целью которых является клевета на ислам и создание угрозы для всего региона», — написал в соцсети X Абдул Кахар Балхи, официальный представитель МИД Афганистана в сформированном талибами временном правительстве.
Россия как часть Запада
Кроме того, ряд ближневосточных изданий обратил внимание на то, что западные спецслужбы предупреждали российские власти о готовящемся теракте, но, возможно, не предоставили всех деталей потенциального нападения. Некоторые эксперты указывают, что если бы не события на Украине, приведшие к беспрецедентному ухудшению отношений между Москвой и западными столицами, контакты России и Запада в борьбе с террором могли бы предотвратить трагедию.
«Даже если Россия не считает себя частью Запада, то Запад считает Россию актором Запада. <…> Москве не следует забывать, что Россия была частью международного Венского конгресса 1815 года. И если она забыла такой факт, то, к сожалению, даже террористическая организация ИГИЛ напомнила ей об этом», — написал в воскресенье, 24 марта, колумнист турецкой газеты Milliyet Гюльденер Сонумут.
За последние годы, особенно после вмешательства России в гражданскую войну в Сирии в 2015 году, сформировалось представление, что Москва укрепляет свои позиции на Ближнем Востоке и в исламском мире в целом. Но не все с этим согласны и не все готовы приветствовать российское влияние. Как указывает издающаяся в Лондоне общеарабская газета Al-Arab: «Ближний Восток и исламский мир хвалят позицию Путина против западной гегемонии, но у сторонников жесткой линии есть другое мнение».
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора