К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рекламная экзекуция: почему Дума собирается лишить иноагентов доходов

Фото Владислава Шатило / РБК / ТАСС
Фото Владислава Шатило / РБК / ТАСС
15 февраля в Госдуму был внесен законопроект о запрете распространения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов. Запрет российскому бизнесу размещать рекламу у иноагентов может быть связан с желанием ограничить публичную деятельность граждан, находящихся за пределами России, но критикующих действия властей. Скорее всего, государство не остановится на достигнутом и арсенал мер в отношении иноагентов будет только пополняться, полагает адвокат Максим Крупский

15 февраля в Госдуму был внесен законопроект о запрете распространения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов. Соответствующие поправки предлагается внести в законы «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», «О рекламе», а также «О средствах массовой информации»

Инициатива включает в себя в том числе запрет рекламы в средствах массовой информации и «в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информационных ресурсов иностранных агентов». 

Переводя с бюрократического языка на русский, фактически это означает полный запрет на размещение рекламы на любых информационных площадках иностранных агентов, а также рекламы самих «иноагентских» информационных ресурсов в СМИ. По словам одного из авторов законопроекта, председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, запрет коснется сайтов, блогов и соцсетей иностранных агентов.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Законотворческий ритуал

По аналогии с недавней законодательной инициативой о конфискации имущества за «фейки» о российской армии и осуществление деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, под законопроектом о запрете рекламы у иноагентов поставили свои подписи почти 400 депутатов. По всей видимости, на наших глазах формируется новый ритуал публичной демонстрации депутатской лояльности и одновременно принятия на себя солидарной ответственности за признанные особо важными инициативы, согласно которому каждый народный избранник обязан собственноручно оставить под законопроектом свои полные фамилию, имя и отчество, а также подпись. В результате этого проект приобретает поистине кафкианский характер — из 90 страниц пакета документов, внесенного в Госдуму, 80 страниц занимают листы с подписями депутатов, причем в четырех экземплярах.

В пояснительной записке к законопроекту депутаты ссылаются на информацию Минюста, согласно которой «в 2023 году более 200 российских физических и юридических лиц разместили рекламу своих товаров и услуг на информационных ресурсах иностранных агентов, тем самым принося им доход и обогащая их». По мнению депутатов, это каким-то образом свидетельствует о «скрытом иностранном вмешательстве во внутриполитические дела государства». Сомнительное (как с точки зрения права, так и с точки зрения логики) обоснование инициативы похоже на еще один элемент законотворческого церемониала, теряющего свой подлинный смысл на фоне общей эрозии верховенства права в России.

 

Агрессивная стигматизация

Запрет размещения рекламы на информационных площадках иноагентов — первый шаг на пути реализации озвученных еще в прошлом году предложений министра юстиции Константина Чуйченко по лишению иноагентов возможности зарабатывать в России и аналогичных призывов со стороны спикера Госдумы Вячеслава Володина. Эта инициатива знаменует собой новый этап агрессивной стигматизации иностранных агентов посредством покушения на их имущественные права.

Любопытным аспектом законопроекта является также обращение запрета по размещению рекламы не столько на самих иностранных агентов, сколько на третьих лиц — рекламодателей, которых российские власти стремятся дисциплинировать и принудить к отказу от сотрудничества с теми, кто попал в иноагентский реестр. Этим настоящая инициатива напоминает прошлогодний закон, запрещающий третьим лицам своими действиями или бездействием способствовать нарушению иностранными агентами российского законодательства.

Законопроект не предлагает дополнительных норм, предусматривающих ответственность за несоблюдение запретов, поэтому, вероятнее всего, преследовать нарушителей будут в рамках уже существующего законодательства. Например, часть 1 статьи 14.3. КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе» предусматривает ответственность для рекламодателей — юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей.

 

Погоня за уехавшими

В последнее время становится все более очевидным негодование российских официальных лиц в связи с публичной деятельностью граждан России, находящихся за пределами страны, но критикующих действия ее властей. В отсутствие возможности прямого их преследования государство активизирует поиск альтернативных законодательных механизмов давления. Обсуждаемая инициатива, нацеленная на ухудшение имущественного положения иностранных агентов, в том числе живущих за рубежом, является одним из примеров такого опосредованного воздействия.

Скорее всего, российские власти не остановятся на достигнутом и их арсенал мер в отношении иноагентов будет только пополняться. Например, некоторые депутаты Госдумы уже предложили обязать иностранных агентов ежегодно предоставлять сведения о доходах и имуществе членов семьи.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+