Только для президентов: почему в битве за Белый дом вряд ли появятся новые участники
Кампания от достигнутого
Действующий президент США, 81-летний католик Джо Байден, на которого все-таки сделала ставку нынешняя демократическая элита, начал подготовку к переизбранию с неплохим багажом, который мог бы привлечь миллионы избирателей и обеспечить повторную победу.
Во внутренней политике президентство Байдена сопровождалось отказом от налогового курса Трампа, переходом к прогрессивному налогообложению и стимулированию потребительского спроса, что помогло оживить розничную торговлю и достаточно быстро восстановить экономику после вызванного пандемией спада 2020 года. Во многом именно увеличение госрасходов обеспечило неожиданно быстрый рост ВВП — рекордные за несколько десятилетий 5,7% в 2021 году и 2,5% в 2023-м, а также стабильно низкую безработицу и повышение доходов работающих американцев.
В активе Байдена были план восстановления экономики и масштабная программа инвестиций в транспортную инфраструктуру и создание новых рабочих мест, принятые в 2021 году, разработанный и утвержденный в 2022-м план по снижению инфляции, действия по переходу к зеленой энергетике и меры по стимулированию научных разработок в области полупроводников. Все эти решения имели свою оборотную сторону в виде повышения инфляции, но к началу президентской кампании темпы роста цен существенно замедлились.
Во внешней политике итоги для администрации Байдена не столь очевидны. Геополитическая конкуренция, вовлеченность США в затянувшийся украинский конфликт, тотальное обострение отношений с Россией и беспрецедентное санкционное давление на нее лишь укрепили формировавшуюся годами российско-американскую конфронтационную ось. Впрочем, внешнеполитические сюжеты — если они не находятся в фокусе внутриполитических дискуссий — редко привлекают американского избирателя. Прежде всего его заботит уровень собственного благополучия.
Проблема «пожилого человека»
Зато особое внимание американцев, как, впрочем, и зарубежных наблюдателей, на этот раз сосредоточено на скандалах вокруг семьи президента и далеко не лучшей физической форме Байдена, нетвердая походка, замедленная реакция и речевые казусы которого, приводя в недоумение многих, вызывают как насмешки, так и серьезную обеспокоенность. Впрочем, солидный возраст политика не давал покоя республиканцам еще на прошлых выборах 2020 года, однако тогда они так и не сумели извлечь из этого сюжета политические дивиденды.
Сейчас многие демократы понимают, что скандалы вокруг личности президента и его сына Хантера, почтенный возраст, физические и ментальные проблемы хозяина Овального кабинета могут легко перекрыть шаткие перспективы партии на победу.
Черных красок в избирательный пейзаж добавил и спецпрокурор Роберт Хур, расследовавший дело в отношении Байдена о ненадлежащем хранении секретных документов. В своем докладе он назвал президента «пожилым человеком с проблемами памяти, который во многих случаях с трудом может вспомнить основные факты и детали».
Вновь, как и четыре года назад, одной из обсуждаемых проблем стал вопрос о пределах личного ресурса Байдена, который либо просто не выдержит изнурительной избирательной гонки, либо выдержит, но не сможет эффективно руководить администрацией во время своего второго срока. На роль возможных кандидатов, способных выступить от демократов вместо Байдена, называют и вице-президента Камалу Харрис, и даже бывшую первую леди Мишель Обаму.
Но подобные сценарии остаются маргинальными. Практически невозможно представить, чтобы демократы в разгар кампании заменили своего кандидата — действующего президента — на другое лицо. Заставить их это сделать могло бы только признание президента недееспособным в соответствии с конституцией, но пока нет никаких оснований ожидать подобного развития событий. Очевидно, что Байден выиграет внутрипартийные праймериз и повторно станет кандидатом от демократов — действующие президенты всегда побеждали в аналогичных ситуациях. Единственным официальным соперником Байдена среди однопартийцев остается 55-летний конгрессмен Дин Филлипс, так и не сумевший пока обеспечить себе хоть какую-то поддержку среди выборщиков.
«Молодой» претендент
С другой стороны, движимый несогласием с результатами выборов 2020 года и жаждущий реванша 77-летний Дональд Трамп, несмотря на возраст, продолжает испытывать политическую систему США на прочность. Как, впрочем, и она его. Редкая способность Трампа преодолевать трудности и одновременно мобилизовывать большие электоральные массы раскрыла себя и на этот раз. Став на ранних этапах праймериз явным фаворитом республиканцев, Трамп практически лишил всех своих конкурентов внутри партии каких-либо перспектив на победу.
Тем не менее, оставаясь самим собой, он так и не преодолел тот шлейф проблем, которые мешали ему во время первого президентского срока. Как и у Байдена, у Трампа сформировался свой «джентльменский» набор. Сексуальные скандалы, авторитарные наклонности, обвинения в организации штурма Капитолия в 2021 году и неуплате налогов, занижении стоимости принадлежащей ему собственности и другие прегрешения стали сюжетами для целого ряда уголовных дел. Однако в итоге все это создало вокруг Трампа ореол мученика и борца за справедливость, намеренно преследуемого властями, желающими выбить из седла опасного конкурента. Все это лишь укрепило популярность республиканского бунтаря, быстро ставшего лидером внутрипартийной гонки и уже заручившегося поддержкой 63 выборщиков.
Из 400 претендентов, подавших заявки на участие в республиканских праймериз, в избирательный марафон вступили лишь 13, а к февралю 2024 года их осталось всего двое — сам Дональд Трамп и 52-летняя Никки Хейли, экс-посол США в ООН. Все остальные отозвали свои заявки.
Сегодня в условиях обострения политической поляризации и электоральных сдвигов усиливается радикализация внутри самих партий. Демократы заметно левеют, крепнут позиции прогрессистского крыла партии, республиканцы же становятся заметно консервативнее, тяготея при этом к лидерам явно право-популистского толка типа Трампа. При этом политический пейзаж страны по-прежнему характеризует шаткое — и потому опасное — равновесие.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора