Плата за фейк: как Дума ужесточает наказания для недовольных российской властью
В российскую Госдуму 22 января был внесен законопроект, который в том числе предусматривает расширение возможностей для конфискации имущества по уголовным делам. Перечень составов преступлений, разрешающий конфискацию, предлагается дополнить статьями о распространении так называемых фейков о российской армии (статья 207.3 УК РФ) и о публичных призывах к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства (статья 280.4 УК РФ), если эти преступления были совершены из корыстных побуждений.
Кроме этого, депутаты предлагают конфисковывать деньги, ценности и иное имущество, используемое или предназначенное для финансирования «деятельности, направленной против безопасности государства». Под этим понятием скрывается целый ряд составов преступлений. Наряду с бандитизмом и организацией преступного сообщества сюда включаются, например, осуществление деятельности нежелательной организации, оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Россия не участвует, или иностранных государств об уголовном преследовании российских должностных лиц в связи с осуществлением ими служебной деятельности.
Не наказание, а мера
Несмотря на то что активные разговоры о конфискации имущества у иностранных агентов, граждан, выступающих с критикой «спецоперации»*, в том числе и тех, кто покинул Россию, но продолжает критиковать российские власти, ведутся около года, законопроект о конфискации появился только сейчас — и в довольно неожиданном виде. Депутаты не решились на радикальные изменения и не стали возвращать в уголовный закон конфискацию имущества как один из видов наказания, существовавший до 2003 года. Вместо этого ключевые изменения предлагается внести в статью 104.1 УК РФ, которая предусматривает конфискацию в виде «иной меры уголовно-правового характера».
Смысл этой меры заключается в принудительном и безвозмездном изъятии и обращении в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества, которое было получено преступным путем либо использовалось для совершения или финансирования преступления.
Например, деньги, полученные киллером в результате совершения заказного убийства, будут подлежать конфискации. Следуя той же логике, депутаты предлагают конфисковывать имущество, полученное за распространение фейков о российской армии. Конфискации будет подлежать и вознаграждение за публичные призывы к деятельности, направленной против безопасности государства, например к участию в деятельности нежелательной организации или к оказанию содействия в аресте президента Владимира Путина и уполномоченного при президенте по правам ребенка Марии Львовой-Беловой на основании ордера, выданного Международным уголовным судом в марте 2023 года.
Кроме этого, депутаты предлагают конфисковывать имущество, которое используется или предназначено для финансирования, например, участия в деятельности нежелательной организации, госизмены, преступлений «диверсионной направленности», дезертирства и других преступлений, перечисленных в примечании к статье 280.4 УК РФ.
При этом речь не идет о конфискации любого имущества гражданина, обвиненного и даже признанного виновным, например по уголовному делу о распространении фейков. Государственный обвинитель будет обязан доказать, что такой гражданин действовал из корыстных побуждений, а также обоснованно указать, какое именно имущество было получено в качестве вознаграждения за совершение преступления. Впрочем, как на практике будет соблюдаться это требование — сказать пока сложно. При желании ничто не помешает обвинителю считать таким имуществом, например, зарплату журналиста или прибыль известного блогера, если их материалы обвинение сочтет распространением фейков.
Арест имущества других лиц
Довольно опасной для общества может стать норма законопроекта о расширении перечня преступлений, в рамках расследования которых возможно наложение ареста на имущество, «находящееся у других лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия». Сегодня эта норма уже существует в законе, она позволяет арестовать имущество «других лиц», если есть основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого или обвиняемого либо могло использоваться в качестве орудия или источника финансирования преступления.
Опасность этой нормы заключается в том, что для наложения ареста фактически достаточно имеющихся у следователя «оснований полагать», что имущество, например, было получено в результате совершения преступления. И хотя решение о наложении ареста принимает суд, который должен обосновать его конкретными обстоятельствами дела, надо помнить об обвинительном уклоне российского правосудия. В случае принятия законопроекта под угрозой ареста может оказаться имущество супругов, родственников и даже знакомых тех граждан, в отношении которых, например, будут возбуждены уголовные дела об участии в деятельности нежелательной организации, о диверсии или о госизмене.
Лишение госнаград
Помимо конфискации имущества, депутаты предлагают расширить перечень преступлений, за совершение которых осужденный может быть лишен специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. В этот перечень также включаются распространение фейков о российской армии, дискредитация Вооруженных сил России, участие в деятельности нежелательной организации, призывы к введению санкций против российского государства, граждан или юридических лиц.
Очевидно, что в этой части инициатива депутатов направлена на дисциплинирование в первую очередь артистов и других публичных личностей, имеющих почетные звания и госнаграды. Цель довольна проста — оказание дополнительного воздействия на сомневающихся и нелояльных. По всей видимости, это предложение вызвано недовольством властей критическими заявлениями известных российских артистов, покинувших страну, и по сути приравнивает подобное выражение своей позиции к тяжким и особо тяжким преступлениям — сейчас госнаград можно лишиться только за их совершение.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора