Как вывести российские выкройки на маркетплейсы США и стать звездным продавцом
Согласно прогнозам Forbes Advisor, в 2023 году процент розничных покупок в мире, совершенных через интернет, составит 20,8%, а к 2026-му уверенно вырастет до 24%. Очевидно, что эпоха маркетплейсов и интернет-магазинов диктует тенденцию на обязательное внедрение онлайн-продаж, но цифровая трансформация шагает дальше: теперь не только витрины могут быть электронными, но и сами продукты. Цифровые продукты продолжать продавать на Западе даже в условиях санкций сравнительно проще — не нужно преодолевать запреты на экспорт и удлинять логистические цепочки через посредников.
Регистрация на американском рынке: юридический статус
На сегодняшний день законодательство США позволяет нерезидентам зарегистрировать компанию в форматах LLC (Limited liability company) или С-Сorp. Большинство компаний выбирают удаленную регистрацию LLC, аналогичного нашему обществу с ограниченной ответственностью, но есть несколько ключевых нюансов, которые требуют самого пристального внимания.
Основные различия LLC и C-Сorp для зарубежного предпринимателя связаны с правилами налогообложения и возможностью привлечения в долгосрочной перспективе венчурных инвестиций. LLC подлежат сквозному налогообложению (pass-through taxation) — компания не является субъектом налогообложения, а налоги на доход компании участники уплачивают самостоятельно в своих личных налоговых декларациях. В случае с C-Сorp доходы облагаются двойным налогом — на прибыль компании и акционеров как физлиц.
Мы остановились на форме LLC, поскольку эта форма юридического лица запрашивает меньший пакет документов и имеет упрощенную организационную структуру. Однако, если стартап планирует активно привлекать сторонних инвесторов, то есть смысл выбрать C-Corporation (C-Corp). Как и в России, акционерное общество в США предполагает, что после покупки акций инвестор вступает в право собственности. Внешние инвестиции для проекта мы не рассматривали, поэтому нам было удобнее действовать на основании учредительного договора LLC.
Для нерезидента нет особенной разницы между этими двумя формами в том, что касается количества времени и усилий, которые придется потратить на регистрацию, важнее определиться со своими дальнейшими планами и действовать в соответствии со своей долгосрочной стратегией.
Выбор штата и партнера
После централизованного управления налоговой политики непривычно осознавать, что каждый штат устанавливает свой порядок относительно подоходного и корпоративного налогов, а также налога с продаж. Для регуляции и отслеживания эффективности налоговой системы каждого штата ведется специальный учет — индекс налогового климата (State Business Tax Climate Index), и каждый владелец бизнеса может внимательно изучить рейтинг перед тем, как зарегистрировать компанию.
Если для офлайн-бизнеса штат для регистрации выбирается исходя из географии продаж и фактического проживания предпринимателя, то формат e-commerce приоритезирует другие факторы, например, регион распространения товаров, корпоративные налоги, налоги с продаж и упрощенную юрисдикцию. Самым популярным штатом считается лояльный Делавэр, который обещает стартапам «налоговый рай» и упрощенный документооборот и в котором зарегистрированы больше половины компаний из списка Fortune 500. Для россиян в текущих условиях Делавэр по-прежнему привлекательная опция: согласно законам штата, личное присутствие не обязательно, что очень удобно ввиду отсутствия прямых перелетов.
Каждый штат запрашивает свою форму для подачи заявления и оплату госпошлины, которая варьируется от 50$ до 500$. Чтобы подать форму регистрации, вам необходимо перейти на официальный сайт штата и следовать инструкциям по заполнению (например, вот ссылка для подачи заявления в штате Делавэр). Затем оплатить пошлину и ожидать ответа, который обычно дается в течение 7-10 рабочих дней.
Нерезиденты также часто выбирают для регистрации Вайоминг и Неваду (актуальный рейтинг от Forbes Advisor можно изучить здесь). Однако сейчас при регистрации бизнеса россиянами в любом штате США могут возникнуть проблемы. Многие бизнесмены жалуются, что агенты и финансовые консалтинговые компании отказывают им в сотрудничестве, если владелец зарегистрирован в России, ссылаясь на заявление американского Министерства финансов от 8 мая 2022 года.
Амбициозные предприниматели попадают в ловушку: чтобы легально запустить бизнес, нужна виза или грин-карта, а чтобы эмигрировать в США, необходимо вести коммерческую деятельность в формате LLC или рассмотреть другие варианты получения долгосрочных виз. Один из возможных выходов — найти партнера с местной регистрацией и отказаться от работы со странами из черного списка, в который входит и Россия — так вы увеличите свои шансы на одобрение деятельности компании.
Поиск партнера — интимный процесс, и хотя юристы могут помочь вам составить договор, который ограничит права совладельца, привлекать чужих людей всегда — огромный риск. Мой совет: использовать не чаты и форумы, а свои реальные социальные связи, а если таких не имеется — активно их заводить, например, принимать участие в профильных международных выставках и конференциях.
Новые и старые правила
Если существенная часть ваших продаж приходится на отечественный рынок, логичнее будет «разделиться»: под привычным ООО оставить деятельность в России, а через компанию, которую вы зарегистрировали в США, реализовывать продукты только на территории Америки, Канады, Австралии, Европы и Великобритании. Еще раз подчеркну: ваш бренд может присутствовать на отечественном рынке, только если это присутствие не регистрируется официально в вашем американском LLC.
Мы успели до вступления в силу новых санкций, в 2020 году, и открывали счет вместе с партнером. Сразу же запустили платежную систему Stripe, чтобы покупателям было удобно обращаться с привычной валютой, и сделали международный домен. Сейчас понимаю, что мы очень вовремя решились, и выход на рынок США в 2023 году, если бы и состоялся, то с привлечением гораздо больших ресурсов как со стороны финансов, так и со стороны бизнес-консалтинга. Законы хоть и остались те же, но некоторые санкционные положения изменили правила игры — теперь следует зонировать коммерческую деятельность компании на отечественную и зарубежную.
Чтобы ваша компания могла функционировать, вам понадобится EIN — Employer Identification Number, федеральный налоговый идентификационный номер, который используется для налоговой регистрации предприятия. Подача заявления на получение идентификационного номера работодателя (EIN) является бесплатной услугой, предлагаемой Налоговым управлением США (IRS), и без этого номера невозможно открыть бизнес-счет в банке.
Несмотря на огромное количество официальных туториалов, уже на этом этапе советуем обратиться к юристу и приступить к поискам регистрационного агента. Специалиста всегда можно проверить на наличие сертифицированной деятельности: у каждого штата есть список, который доступен публично.
Стоимость первичной консультации составляет в среднем $100-200 . Большую популярность и доверие зарубежных предпринимателей завоевала платформа Clerky, где можно сразу обратиться за помощью по регистрации и подборе агента, оформить бухгалтерское ведение и найти инвесторов. Таким образом, вы сократите количество ошибок и препятствий до минимума, ведь каждый промах может обернуться отказом на ведение деятельности.
В случае с нашей компанией мы рассчитывали, что клиентская база после выхода на новый рынок вырастет на 20% — именно такой процент от объема общих продаж приходил к нам с американских карт, а потому затраты на юридические, финансовые и налоговые консультации мы закладывали изначально. Наш опыт сложился таким образом, что только после трех-четырех консультаций разных специалистов нам стало понятно, кто из них действительно компетентен и кому можно доверить сопровождение нашего выхода на территорию США.
Из опыта я могу рекомендовать опираться на отзывы, кейсы по работе с нерезидентами и социальную открытость: можно легко познакомиться со специалистом на платформах вроде LinkedIn. Не советую обращаться вслепую через случайно найденные в интернете ссылки или доверяться первому встретившемуся специалисту.
Одним из выгодных преимуществ регистрации компании в США для нас стал упрощенный порядок выхода еще на несколько стран, и в их числе была Канада. Нам не пришлось запускаться с нуля: крупные платформы электронной коммерции вроде Amazon автоматически предлагают расширить территорию продаж на другие страны, если компания официально оформлена в Штатах. Платежные системы работают те же, поэтому можно смело считать выход на рынки США и Канады логичным симбиозом.
Открытие банковского счета
Нерезиденты могут зарегистрировать компанию онлайн — это самое простое и понятное: а вот открытие банковского счета уже требует присутствия вашего представителя — регистрационного агента или партнера. Официальные положения допускают вариант подачи заявлений от нерезидентов, но фактический опыт говорит о том, что это невозможно. На момент обращения в банк компания уже должна быть зарегистрирована, поскольку законы не разрешают открывать счет для иностранных предприятий. Требовательная и доскональная банковская процедура на этом этапе запрашивает минимум документов в виде:
- подтверждения существования и регистрации компании (сертификаты о регистрации, наличие имени, товарного знака и т.д);
- персональные данные;
- адрес компании (или вашего регистрационного агента);
- Employer Identification Number (EIN);
- письмо с подтверждением EIN от налоговой службы IRS (CP 575);
- данные о сотрудниках.
Список внушительный и у каждого банка свой, поэтому настоятельно рекомендую обращаться либо к агенту для сбора и верификации всех необходимых документов, либо сотрудничать через официальные платежные сервисы вроде Stripe, Wise, Mercury или другие — они также оказывают сопровождение при открытии счета.
Как это было у нас: форму регистрации мы подавали онлайн. Мы уделили особое внимание учредительному договору, где четко обозначили правовые зоны партнера и обязались платить за него часть налогов, которые он получит в налоговой декларации физического лица. Это были наши индивидуально-оговоренные условия, зачастую партнеры имеют процент от оборота и платят налоги самостоятельно. Но поскольку нам нужен был резидент номинально, чтобы исключить трудности при регистрации, сделано было именно так.
Особенности менталитета и анализ аудитории
Зачастую освоение новых рынков — это потребность, которая диктуется спросом. Так вышло и с нашим проектом: пользователи из США, Канады и Европы оставляли нам комментарии под нашими видео на YouTube, умудрялись самостоятельно переводить сайт на английский и покупать выкройки онлайн, ведь открытых для России платежных систем на тот момент было много.
Но полагаться на энтузиастов — значит доверить судьбу компании случаю, и мы фундаментально начали готовиться к международному старту. Есть ряд пунктов, которым мы уделили особое значение при составлении портрета целевого потребителя в США. Вот они:
Создание нарративного tone of voice. Мы тщательно изучали живой язык потенциальной аудитории, анализировали сообщения в социальных сетях. Мы поручили эти задачи контент-менеджеру, чтобы первично отслеживать наиболее часто используемые обороты и языковые единицы, а уже разработкой занимался директор по международному развитию.
Эффективно было также консультироваться с нашими сотрудниками, которые работают удаленно, а проживают в США — мы от них получили много полезного фидбэка на наш tone of voice. Так, мы определили, что хотим уйти от популярных в интернет-среде сокращений и сленга вроде lit (literally — «буквально»), IRL (in real life — «в реальной жизни»), TTYL (talk to you later — «поговорим позже») и других, поскольку швейное комьюнити включает в себя разные возрастные поколения, в том числе людей старшего возраста, которых такого рода лексика могла бы оттолкнуть.
Интерактивная обратная связь. Когда мы только собирали продукт для англоязычного рынка, мы очень внимательно относились к первым отзывам и пожеланиям. Не было ни одного комментария, который бы остался без ответа — мы внимательно и по теме отвечали на все отзывы.
Изучение бытовых и покупательских привычек. Например, в США существует совсем другой размерный ряд, под который мы адаптировали наши лекала, другая метрическая система и культура маркетинговых предложений. Мы проводили упрощенные кастдевы, отправляя наш продукт тем, кто состоит в местных швейных сообществах — найти их было легко, они активно мелькают в социальных сетях. И затем исследовали, анализировали и дорабатывали продукт.
Внедрение в нишевую сферу через специалистов и блогеров. Мы находили тех, кто работает по онлайн-выкройкам, связывались, предлагали протестировать и рассказать о нас. Так мы не только получали рекламу, но и улучшали свой продукт. Мы не работали с русскоязычными блогерами, искали вручную по ключевым словам в соцсетях и предлагали сотрудничество.
Как выбрать площадку: Etsy, Amazon и другие
Как и в России, в США работает множество площадок, где можно успешно продавать digital-продукты: маркетплейсы, узкоспециализированные комьюнити и обучающие платформы. Ваш выбор должен быть обусловлен форматом продукта. Например, создателям онлайн-курсов стоит обратить внимание на Udemy или Skillshare, дизайнерам и другим креаторам отлично подойдет Etsy, а создателям подкастов и электронных книг можно смело размещаться на Amazon.
Amazon
На Amazon мы постоянно находимся в процессе тестирования — пожалуй, это и есть секрет успеха. Отслеживаем, как срабатывают визуальные решения, SEO-включения, заголовки и дотошно ведем статистику. Еще несколько важных, по нашему опыту, правил:
- товар всегда должен быть в наличии;
- карточки товара должны быть подробно заполнены;
- определиться с ценообразованием и придерживаться его: если у вас сегодня товар стоит 5$, а завтра 20$ — это сбивает покупателей с толку и вредит продажам;
- продумать систему мотивации за отзывы.
Как и на любом другом, в том числе отечественном, маркетплейсе отзывы влияют на решение о покупке. Для каждой группы товаров здесь будет свой алгоритм — важно его найти.
Etsy
Мы создаем выкройки в электронных форматах, и у нас сложился прекрасный опыт с платформой Etsy, которая специализируется на изделиях ручного труда: там понятная реклама, небольшая комиссия, удобный формат торговых карточек и другие промо-опции. Наш эксперимент заключался в запуске двух брендов с разной спецификой, и этот метод стал очень успешным в рамках платформы.
На данный момент площадка не работает с компаниями, зарегистрированными в России и Белоруссии, поэтому реальность снова возвращает нас к вынужденному шагу — рассмотреть для своей компании регистрацию в США. Официальная деятельность через LLC или корпорацию открывает возможности для работы в Великобритании, странах Европы и Латинской Америки.
Чтобы эффективно работать на Etsy, имеет смысл провести анализ востребованности продукта и собрать ключевые слова. Существуют сервисы, например, erank, которые помогают отслеживать релевантные вашему продукту ключевые слова, искать слова с низкой конкуренцией, чтобы по ним быстрее выйти в топ, наблюдать за рейтингами продаж конкурентов. Вся эта информация поможет вам качественнее оформить листинг (карточку товара) и быстрее получить первые продажи.
Важно также, чтобы ваше главное фото было кликабельным, а в карточке товара были видео. Лайфхак: посмотрите как оформляют листинги топ-конкуренты в вашей категории — не копируйте их подчистую, но возьмите за основу.
Работайте на получение статуса звездного продавца (Star Seller badge). Платформа поощряет продавцов со звездным рейтингом и продвигает их товар в поисковой выдаче (для Etsy такие продавцы — знак качества). На получение Star Seller Badge влияют два параметра: рейтинг не ниже 4,8 из 5 и процент отвеченных вопросов в течение 24 часов не менее 95%.
Важно также научиться экспериментировать с акциями. Скидки — это инструмент, к которому клиенты на Etsy привыкли. Пробуйте настраивать различные предложения, и вскоре определите самые работающие.
Цифровой продукт имеет только один лимит — амбиции своего создателя, для всего остального есть LLC. Поэтому несмотря на то, что выход на рынки США и Канады в 2023 году осложняется геополитическими и экономическими факторами, у предпринимателей есть возможность получить значительную долю новой целевой аудитории и системно организовать свою деятельность за рубежом.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора