Льготы на паузе: как российский бизнес отреагирует на разрыв налоговых соглашений
Призраки прошлого
Еще весной 2020 года президент Владимир Путин в рамках мер по поддержке экономики в условиях пандемии поручил правительству для повышения бюджетных доходов пересогласовать соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с так называемыми транзитными юрисдикциями, через которые средства из России выводились в офшоры. В список транзитных стран попали Кипр, Мальта, Люксембург и Нидерланды, чуть позже — Швейцария.
Минфин предложил этим странам поднять ставки налога на доходы у источника выплат по дивидендам и процентам до 15% (за редкими исключениями). Это вызвало шок у российского бизнеса, ведь действовавшие на тот момент СИДН предполагали снижение ставки налога на доходы у источника выплаты по дивидендам до 5% (при соблюдении определенных условий) и полное освобождение от налога выплат по процентам (кроме Мальты, соглашение с которой предполагало льготную ставку налога в 5%).
Сломив сопротивление Кипра, в том числе слухами о возможной денонсации, российским переговорщикам удалось согласовать проект нового налогового соглашения с этой страной, который направили другим членам списка «транзитных юрисдикций».
Люксембург и Мальта довольно быстро согласовали новый СИДН по кипрскому образцу, а Нидерланды отказались. Минфин этой страны настаивал на дополнительных льготах для голландских компаний, ведущих бизнес в России и не использующих Нидерланды для налогового транзита. Однако российские коллеги оказались непреклонны. СИДН был денонсирован и прекратил применяться с 1 января 2022 года. Со Швейцарией переговоры о судьбе соглашения прекратились в марте 2022 года на фоне ухудшения геополитической обстановки.
Спорная логика
Эффективность лобового повышения предусмотренных СИДН ставок для пополнения доходной части бюджета казалась сомнительной уже в 2020 году. Дело в том, что российские налоговые органы к тому времени уже научились успешно оспаривать применение льгот по СИДН. Они использовали концепцию лица, имеющего фактическое право на доход (ФПД), — она применяется в российской судебной практике с 2015 года, когда были внесены соответствующие поправки в Налоговый кодекс.
Дополнительно затруднил использование транзитных юрисдикций для налоговой оптимизации «тест основной цели», введенный во многие СИДН в рамках Многосторонней конвенции MLI. Тест предполагает, что если одной из основных целей создаваемой структуры или проводимой транзакции является получение налогового преимущества, то льготы не предоставляются.
Поэтому к началу кампании по пересмотру СИДН бизнес уже рассматривал различные варианты реструктуризации холдинговых структур, в том числе применение сквозного подхода, когда в качестве имеющего фактическое право на доход лица заявлялся российский налоговый резидент, а также смещение налогового резидентства иностранных компаний в Россию. На фоне пересмотра налоговых соглашений и оспаривания применения льгот росла популярность специальных административных районов (САР), тем более что их налогово-правовой режим постепенно совершенствовался.
Игра по новым правилам
Далее свои коррективы внесло уже время. После февраля 2023 года первые звоночки о том, что с налоговыми соглашениями с «недружественными» странами может произойти что-то нехорошее, стали поступать из Европы. Сначала в виде новостей о том, что та или иная западная страна перестанет применять льготы по СИДН. Затем Латвия приостановила, а Дания денонсировала налоговые соглашения с Россией.
В феврале 2023 года Россия была включена в черный список ЕС, за что с 1 июля «недружественные» страны попали уже в черный список российского Минфина. Указ о заморозке налоговых соглашений стал логичным продолжением этих обменов любезностями.
Причем в изначальном варианте решения, который МИД и Минфин предложили президенту, речь шла о полном прекращении действия СИДН. Бизнес тогда попросил Минфин предусмотреть отсрочку для подготовки к столь радикальному шагу, так как не было понятно, с какого момента изменения вступят в силу.
Президентский указ дал ответы на многие вопросы. Налоговые соглашения сами по себе пока не теряют силу, но действие большинства статей, включая те, что предоставляют компаниям льготы по налогу на доходы у источника выплаты, поставлено на паузу с даты публикации указа.
Наиболее очевидным последствием этого решения является то, что иностранные компании из 38 «недружественных» стран не смогут воспользоваться пониженными ставками или освобождениями при получении пассивных доходов из России, к числу которых относятся дивиденды, проценты, роялти, доходы от воздушных перевозок, доходы от реализации акций/долей владеющих недвижимостью в России компаний.
С точки зрения российского бизнеса последствия будут зависеть от ответа зарубежных партнеров по СИДН — будет ли он симметричным или эти страны захотят воспользоваться процедурой денонсации, как это предусмотрено соглашениями.
При приостановке положений СИДН российский бизнес не сможет воспользоваться льготами при получении доходов из этих зарубежных стран, но, вероятно, сохранит права на некоторые российские налоговые льготы, например отдельные льготы по контролируемым иностранным компаниям (КИК). Если же соглашения будут денонсированы, то и наши локальные льготы применять будет нельзя.
Минфин планирует внести в налоговое законодательство компенсационные меры, чтобы сгладить последствия для российского бизнеса, особенно в части удорожания привлечения финансирования. Надеемся, что они позволят достичь этой цели. Однако практика показывает, что послабления, к сожалению, достанутся не всем.
Приостановка отдельных положений СИДН, возможно, станет дополнительным аргументом в пользу отказа российского бизнеса от использования структур в «недружественных» странах. Альтернативой может быть переезд в САР или одну из «дружественных» стран, ликвидация иностранной компании или перевод активов непосредственно под российских налоговых резидентов на фоне возобновления безналоговой передачи активов от КИК в пользу физлиц — налоговых резидентов России.
При этом необходимо понимать, какую страну возможно использовать в качестве альтернативы «недружественным» с налоговых и неналоговых точек зрения, каким образом можно перевести активы, какие последствия и риски могут возникнуть в рамках перевода активов или в будущем, например, при последующей продаже активов. Взгляды российского бизнеса устремлены на Восток — в сторону ОАЭ, Катара, Омана, Гонконга или даже на казавшийся ранее совершенно экзотическим Маврикий. Какая опция подойдет бизнесу — будет зависеть от конкретной корпоративной и операционной структуры, а также целей, которые перед ней стоят.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора