К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Выше ниши: как меняются приоритеты компаний на пути к цифровой трансформации

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Цифровая трансформация по-прежнему остается важным элементом развития российских компаний. Выделяемые на это бюджеты растут, несмотря на ограниченный доступ к иностранным технологиям, санкционное давление и изменение конъюнктуры спроса и предложения на рынке, говорится в исследовании «S+Консалтинг». При этом на первый план выходит вопрос импортозамещения, ожидаемо повышается внимание к кибербезопасности, а также к развитию новых для компаний цифровых бизнес-моделей, к которым их подталкивают высвободившиеся благодаря уходу из России зарубежных конкурентов рыночные ниши

Ниши требуют освоения

Цифровая трансформация (ЦТ) остается актуальной для 100% респондентов, опрошенных «S+Консалтинг». В опросе приняли участие более 100 крупных и крупнейших компаний из различных отраслей — от авиа- и автопрома до электроэнергетики и фармацевтики, 13% из них — компании с госучастием. Большинство из них (53%) отметили увеличение бюджета на ЦТ по сравнению с прошлым годом, следует из отчета, с которым ознакомился Forbes.

Согласно данным исследования, в числе главных приоритетов крупнейших российских компаний (в порядке убывания) — импортозамещение ПО и оборудования, цифровизация производства и запуск новых цифровых бизнес-моделей. «Мы сталкивались с разными мнениями относительно влияния геополитических условий на стремление и, самое главное, способность российских компаний осуществлять ЦТ: от радикально негативных («актуальность ЦТ снизится из-за смещения фокуса на сохранение базового бизнеса») до позитивных («кризис даст мощный толчок для реализации цифровых планов и идей»). Истина оказалась посередине», — говорят авторы исследования — управляющий партнер «S+Консалтинг» Алексей Назаров и директор «S+Консалтинг» Айса Бадаева.

С точки зрения кибербезопасности, 54% респондентов отметили появление новых типов угроз, а 72% говорят о росте количества кибератак. 77% респондентов планируют усиливать свою защиту, при этом 47% будут полностью пересматривать используемые инструменты обеспечения кибербезопасности.

 

Основной причиной, подталкивающей компании к развитию цифровых бизнес-моделей, респонденты выбрали «высвободившиеся рыночные ниши» (40%). Как пишут аналитики, в прошлом году наблюдался всплеск запросов отечественных компаний на консалтинговые проекты по анализу ушедших из России игроков и их продуктов. Полностью отказались от идеи внедрять цифровые бизнес-модели около трети респондентов (29%). Примечательно, что средняя годовая выручка таких компаний почти в два раза ниже, чем у тех, кто развивает цифровые бизнес-модели в высвободившихся рыночных нишах (23,9 млрд рублей и 42,1 млрд рублей соответственно).

Анализ технологических инструментов, используемых для цифровизации, показал, что некоторые технологии были и остаются востребованными — например, роботизация и облака. При этом решения на базе ИИ, цифровые двойники и системы распределенного реестра до сих пор противоречиво воспринимаются компаниями — большая доля респондентов отметила увеличивающийся интерес к их внедрению, но примерно столько же респондентов отметили и снижение их привлекательности. А виртуальная и дополненная реальность вкупе с квантовыми технологиями и вовсе стали неактуальными: таковыми их считают 55% и 71% соответственно.

 

Программное выступление

Несмотря на ограничения иностранными вендорами доступа к своей продукции и сервисам, не все компании заявляют о высокой степени готовности к импортозамещению. На нее указывают 55% респондентов, у которых есть детальный план перехода на российское ПО и оборудование, включая такие механизмы, как выделенные кросс-функциональные команды, система мотивации или программа обучения персонала работе в новых системах.

Многие все еще находятся в высокой степени неопределенности: так, 11% компаний не понимают, нужно ли и в каком объеме замещать текущее ПО и оборудование, они не проанализировали возможные риски. А треть респондентов (31%) не понимают, как достичь импортозамещения и какие предложения существуют на российском рынке, либо понимают, что пока готовые зрелые системы отсутствуют.

За время ограниченного доступа к иностранному ПО (около года) многие компании «успели прочувствовать проблематику» импортозамещения разных классов ПО. Однако наибольшие сложности возникли с доступом к системам обработки и визуализации массивов данных, их отметили 42% респондентов. В топ-3 по важности — промышленное ПО и средства анализа данных, 17% и 16% соответственно.

 

Железная нехватка

В обеспеченности «железом» наиболее критично компании оценивают недоступность робототехники — большинство респондентов (88%) считают, что такое оборудование купить теперь практически невозможно. Большие опасения у 84% респондентов также вызывает недоступность датчиков и сенсоров, также в тройку «лидеров» по возможностям импортозамещения вошло промышленное оборудование (70%).

Исторически Россия существенно отставала от других стран в части использования промышленных роботов, пишут эксперты «S+Консалтинг»: «Показатель плотности роботизации производства более чем в 20 раз ниже среднемирового и составляет всего шесть роботов на 10 000 сотрудников. Практически полное отсутствие спроса со стороны предприятий в предыдущие годы не позволяло развиваться отрасли промышленного роботостроения в России». Сейчас отрасль испытывает ряд системных проблем: отсутствие российских решений в части двигателей и блоков управления к ним, серийных производств с точной механикой для высокой точности деталей роботов, а также опыта организации и перенастройки серийного производства.

Впрочем, российские университеты и базовые кафедры по робототехнике и инжинирингу сейчас проходят переоснащение в части роботов и манипуляторов, что дает возможность усилить подготовку будущих специалистов. Это создает возможность для производителей российских роботов тестировать свои разработки в академической среде и получать первичный объем спроса на их продукцию, делают вывод аналитики.

Наличие датчиков и сенсоров — обязательное условие для цифровизации большинства компаний, особенно промышленных. Отсутствие технологических решений для сбора показателей производственного процесса делает невозможным или малоэффективным применение инструментов анализа больших данных, ИИ, цифрового двойника и других. «Российская промышленность до сих пор показывает низкий уровень культуры работы с данными», — указывают эксперты. Здесь, по их мнению, скрывается большой потенциал для повышения эффективности, который российским компаниям необходимо освоить.

Препоны и факторы успеха

На пути к ЦТ компании сталкиваются с рядом препятствий. На старте это может быть неоднозначный эффект от внедрения инициатив. Другими помехами на этом этапе могут стать отсутствие квалифицированных специалистов по цифровым технологиям, а также низкая цифровая культура топ-менеджеров. В процессе же реализации компании нередко страдают от сложности в управлении проектами, сталкиваясь с «непробиваемой» системой внутренних регламентов и требований со стороны прочих функций компаний. Кроме того, попытки команд ЦТ гибко запускать и тестировать технологии часто разбиваются о жесткие процессы планирования, бюджетирования и закупок (закупка только во время «закупочных окон»), замечают в «S+Консалтинг».

 

К факторам успеха для ЦТ относятся комплексный подход (ЦТ — не локальный проект выделенной группы сотрудников), режим тестирования (небольшие инициативы или пилотные внедрения технологий на небольшом объеме), «зеленый коридор» (упрощенные процедуры согласования инициатив), лимитная логика финансирования (определение доступного предела инвестиций на инициативы каждой группы), вовлеченность топ-менеджмента, самодостаточность кросс-функциональных команд.

Что говорят в IT-отрасли

«Мы уже год живем в новой реальности, и многие компании успели разработать новые стратегии развития IT и начать им следовать, — размышляет руководитель группы разработки Linxdatacenter Евгений Макарьин. — Можно предположить, что вторая часть участников исследования не находит достойной замены и пока остается на параллельном импорте иностранного оборудования и ПО». 

«Рост бюджета на ЦТ у большинства компаний мы наблюдаем на наших клиентах», — замечает директор по консалтингу PIX Robotics Николай Буланов. ЦТ, по его мнению, переходит из категории хайпа в необходимость: «Компании готовы платить за решения, которые помогают оптимизировать бизнес-процессы в организации, например, решения класса BPM (Business Process Management) или программная роботизация». Подтверждаются главные риски на пути к ЦТ — отсутствие квалифицированных кадров и сложные процессы управления такими проектами, считает директор по маркетингу и коммуникациям платформы для организации командировок и управления расходами «Ракета» Дарья Зубрицкая. В первую очередь всех беспокоит наличие оборудования, так как отсутствие собственной элементной базы — одно из самых уязвимых мест нашей страны, обращает внимание генеральный директор CorpSoft24 Константин Рензяев: «Средства анализа и визуализации мы в диапазоне двух-трех лет создадим, а вот сократить разрыв по роботизации не сможем из-за острой зависимости от поставок оборудования». 

«Пока компании продолжают использовать иностранное ПО, но это вопрос времени — рано или поздно они будут вынуждены искать альтернативные решения, — рассуждает руководитель направления мобильной разработки SimbirSoft Ринат Шамшутдинов. — Возможно, [эти компании] втайне надеются, что к тому моменту остальные набьют шишки, вендоры и интеграторы отработают все риски, а они просто пойдут по проторенной дорожке». Факт, что запуск новых цифровых бизнес-моделей вошел в топ приоритетов компаний на 2023 год, его «удивляет и радует»: значит, бизнес смотрит в будущее, мыслит и действует стратегически, способен планировать развитие на долгий срок.

 

«Мы видим увеличение спроса на отечественное ПО. Так, только за 2022 год выручка «МойОфис» выросла в четыре раза и достигла 3,3 млрд рублей, а нашими клиентами стало более 8000 организаций (трехкратный рост к 2021 году)», — говорит генеральный директор «МойОфис» Павел Калякин. Однако времени на переход остается все меньше, предостерегает он: правительство требует от госструктур и компаний — владельцев критических информационных инфраструктур завершить переход уже к 1 января 2025 года, но многие организации до сих пор находятся на этапе выбора решения и тестирования доступных на рынке альтернатив иностранных решений. «При этом, по нашей оценке, на переход крупной организации на отечественное ПО требуется от полутора до двух лет — за это время производится аудит бизнес-процессов и их оптимизация, происходят пилотные проекты тестирования и поэтапное внедрение новых решений, а также проводится обучение пользователей», — перечисляет Калякин. Многие крупные компании откладывают переход до конца 2024 года, согласен Буланов. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+