К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Прощальный жест: о чем говорит послание Аркадия Воложа

Аркадий Волож (Фото Bloomberg / Getty Images )
Аркадий Волож (Фото Bloomberg / Getty Images )
Период спонтанных реакций на «спецоперацию» завершился, считает социолог Алексей Фирсов. Текущие реакции, включая письмо основателя «Яндекса», являются частью рациональных стратегий. Это не исключает сильных акцентов, четких обобщений и частного характера высказывания. Однако самый радикальный жест содержит внутреннюю логику. Как показал опыт все-таки попавшего под санкции США Михаила Фридмана, уклончивые и компромиссные решения не работают — для смены ролевой модели нужно отречение в духе еретических покаяний Средневековья, перезагрузка биографии

Тренд на смену образа и сжигание мостов задают цифровые предприниматели. Сказываются «легкость» активов (никаких заводов, труб, лицензий на недра), интеграция в глобальные связи, менее устойчивые с государством, профессиональный индивидуализм, даже налет мессианства, свойственный гуру IT-сектора. Однако есть принципиальное отличие послания Воложа от нервного срыва Олега Тинькова (признан Минюстом иноагентом). Заявление основателя «Яндекса» не ставит предпринимателя на грань риска — ни в бизнесе, ни тем более в личном аспекте. Активы поделены, физическое присутствие отдалено от России. Тиньков рисковал банком, который в итоге, по его мнению, пришлось продать существенно ниже рыночной стоимости, — но что такое рыночная стоимость в такой ситуации? Волож хладнокровно разыграл партию, вывез команду, а затем выступил с лаконичной и отшлифованной позицией, которую можно прикреплять к любой коммуникации за рубежом. Подвел черту, выпустил релиз. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Деньги и репутация

Разделить в позиции Воложа чувства и расчет сейчас очень сложно. Он и сам этого не скрывает, когда говорит, что многие вещи надо было делать очень тихо, сохраняя людей (и деньги, конечно). Части аудитории его выступление кажется запоздалым для этической реакции, части — чрезмерно декларативным, например пассаж о том, как команда «Яндекса» строила свободную и прогрессивную Россию. В бизнесе разговор об идеальных целях, как правило, заходит после того, как большие деньги уже заработаны и теперь надо упаковать результат в хорошую репутационную обертку или сделать прощальный жест.

«Я помню свои беседы с Воложем, — говорит мне знакомый с ним эксперт. — Он не был исключением из правила: на старте пути все нынешние айтишники думают о деньгах и только о них, а когда они уже растолстели и пришли к успеху, вдруг находят внутри себя комплекс мессианских идей». В этой оценке нет ни грана осуждения; вполне возможно, без такого предпринимательского цинизма построить большой бизнес невозможно в принципе.  

 

Для новой ролевой модели удобен образ героя, который пытается изменить костную консервативную среду, хотя среда эта в итоге и побеждает. В общественном сознании укоренен стереотип о том, что успешный IT-бизнес построен на self-made стратегиях, при этом государство стремится поставить под контроль свободную территорию интернета, ввести новые правила — в духе инициатив депутата Антона Горелкина. Однако есть вторая сторона: тот же административный механизм помогал IT-компании выходить на новые рынки и конкурировать с Google, заставляя поставщиков гаджетов устанавливать на них отечественные приложения или поддерживая агрессивное расширение экосистемы «Яндекса».

Теперь мы  увидим интересный эксперимент: может ли предприниматель, добившийся успеха в России при ее специфических регуляторных условиях, повторить успех на рынке, который принято называть свободным. 

 

Ситуативная лояльность

Для российской власти и внешних наблюдателей кейс Воложа также интересен тем, что возвращает к вопросу: какова реальная позиция держателей частных активов? Лояльны ли они в своем большинстве или ждут момента для публичного отречения, много ли среди них условных «курбских»? Никакого социологического инструмента для ответа на этот вопрос нет: уж что научились делать российские миллиардеры, так это управлять своей субъектностью. Но в качестве гипотезы можно предположить, что в своем большинстве эти люди — ситуативисты. Они вполне лояльны в текущем статусе, не угрожают системе, вписаны в модель мягкой мобилизации. Но если по каким-то причинам система изменится либо обстоятельства частной жизни станут принципиально иными, они органично встроятся в новый контекст. Лояльность здесь — вопрос не идеологии, а ресурсной обеспеченности и понимания перспектив. 

Важно подчеркнуть: такая реконструкция мотивов Воложа не ставит целью обесценить его позицию. Она, вероятно, не фальшива. Но она же показывает, что в реальности публичная позиция — часть более сложной композиции и в своей финальной редакции производна от личной стратегии. Хлопок дверью громче у тех, кто уже не думает возвращаться.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+