К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Плати и приезжай: что не так с британскими визами для стартапов

Лондон, Великобритания (Фото Chris Gorman / Getty Images)
Лондон, Великобритания (Фото Chris Gorman / Getty Images)
Великобритания остается одним из самых желанных мест для иммиграции российских предпринимателей. До недавнего времени легализоваться в стране можно было тремя способами: получив визу таланта, инноватора или стартап-визу. Весной правительство страны отказалось от двух последних. Сооснователь миграционной платформы Immigram и победитель рейтинга «30 до 30» в категории «Предприниматели» Михаил Шаронов в колонке для Forbes объясняет, почему эти визы не работали, как задумывали власти, и почему Global Talent — самый дешевый путь к британскому резидентству для владельца бизнеса

Блокчейн-бургерные и обещанные инвестиции 

За последние 10 лет британская визовая политика в отношении иностранных предпринимателей пережила две ключевые реформы. Первая случилась в 2019 году. К тому моменту в стране работала виза для представителей бизнеса — Tier 1 Entrepreneur. Она позволяла переехать в Великобританию и запустить локальный проект либо занять руководящую позицию в местной компании. Был также вариант для выпускников вузов, желающих развивать свое дело, — Graduate Entrepreneur. 

От заявителей на Tier 1 Entrepreneur среди прочего требовалось:

  • составить бизнес-план; 
  • провести маркетинговое исследование и доказать, что проект возможно реализовать на местном рынке; 
  • предъявить £200 000 на запуск;
  • пройти интервью на знание своего будущего бизнеса и его конкурентных преимуществ. 

Несмотря на внушительный перечень условий, получить предпринимательскую визу мог человек и без опыта в бизнесе. В 2019 году член парламента от округа Ромси и Саутгемптон-Норт Кэролайн Ноукс заявляла, что у Tier 1 Entrepreneur «большая история низкопробных проектов, которые ничего не принесли британской экономике». 

 

Легализоваться практически любому позволяла непродуманная система отбора. Например, кандидатов на визу рассматривали сотрудники Министерства внутренних дел (Home Office). Они не были экспертами в экономике и предпринимательстве и мало понимали в постоянно меняющейся предпринимательской среде. Поэтому кандидат мог добавить в бизнес-план бургерной модный на текущий момент технологический термин (например, «блокчейн») и пройти испытание. По той же причине никто не вникал в маркетинговое исследование. Бывали случаи, когда люди копировали первые 10 страниц, выдаваемых в поиске Google в «Маркетинговый ресерч.pdf», и получали разрешения на въезд. 

Даже £200 000 не становились препятствием на пути к туманному Альбиону. Чтобы доказать наличие денег, можно было предоставить «инвестиционный документ». Это справка о том, что некий инвестор готов выделить предпринимателю средства на запуск. Есть ли у него нужная сумма и получит ли кандидат на визу эти деньги — никто не проверял. Это породило тысячи заявителей с «обещанными» инвестициями, которые так и не попали в британскую экономику. 

 

Не работало и двухчасовое интервью с представителем министерства. Оно проводилось онлайн, нередко с плохой связью, а сотрудники ведомства зачастую приходили без должной подготовки. Все это позволяло кандидату говорить заученными фразами из бизнес-плана и маркетингового исследования и гарантировать себе визу. 

Конечно, отказов было много. Но почти любой можно было оспорить. Дело в том, что решение о выдаче визы принималось по расшифровке интервью с кандидатом. А делал ее третий человек. В итоге транскрипция могла содержать десятки ошибок. К ним и апеллировали иммиграционные юристы, обжалуя «несправедливые» решения министерства. 

Если же предприниматель получал «субстанциональный» отказ (ведомству, например, не нравился бизнес-план), можно было сказать так: «Ни у интервьюера, ни у принимающего решение офицера нет достаточной квалификации, чтобы оценить бизнес-план по достоинству». И все: автор проекта без реальных инвестиций и перспектив на развитие получает престижную визу в Великобританию.

 

Пересмотр политики и новые визы

Tier 1 Entrepreneur регулярно критиковали. Поэтому в 2019-м ей на смену пришли две альтернативы — стартап-виза и виза инноватора. Обе с фокусом на технологических проектах. К тому моменту Великобритания совершила существенный рывок в сфере высоких технологий: в 2019 году сектор рос в 2,6 раза быстрее, чем другие области экономики страны. 

Стартап-виза предназначалась для предпринимателя, который собирался запускать новый бизнес в Великобритании. Она была хорошим «стартовым набором»: выдавалась на два года, позволяла работать вне собственного проекта, но не вела к ILR (Indefinite Leave to Remain, постоянный вид на жительство). Для подачи требовались сертификат о знании английского языка на уровне B2 и небольшое количество денег на счету на личные расходы (£1270, пролежавшие на банковском счете заявителя не менее 28 дней). Главное условие — придумать инновационную, перспективную и осуществляемую бизнес-идею. 

На визу инноватора мог претендовать и тот, кто собирался запускать первый бизнес в Великобритании, и тот, кто уже владел местной компанией, но жил в стране по рабочей визе либо находился за границей. Важен был и предпринимательский опыт. Он оценивался по резюме, наличию команды, потенциальных партнеров и подрядчиков под запланированный бизнес-проект. 

Эта виза выдавалась на три года, могла продлеваться и привести к постоянному виду на жительство и гражданству. От заявителя требовались бизнес-план и минимум £50 000 инвестиций. Доказать наличие денег можно было, приложив к документам на визу скрин публикации в СМИ об инвестиционном раунде или же «инвестиционный документ». 

Помощь предпринимателям и членские взносы

Вводя новые визы, Великобритания признала часть недочетов в системе отбора, включая низкую квалификацию сотрудников министерства в области бизнеса.  Поэтому рассмотрение новых предпринимательских виз отдали департаментам инноваций британских университетов и различным бизнес-инкубаторам. Таким образом, власти надеялись, что ни один автор блокчейн-бургерных в страну больше не попадет.

 

Всего список авторизованных организаций (Endorsing Bodies) включал более 50 организаций. По нашим наблюдениям, они делились на признанные и уважаемые бизнес-акселераторы (Tech Stars, Entrepreneur First, Innovate Britain, Level 39 и др.) и небольшие бизнес-акселераторы. В перечень также входило несколько десятков университетов. Каждый орган мог выдавать по 25 разрешений в год. 

Понятнее всего работали большие акселераторы. Кандидат получал бесплатное сопровождение по визе, если он проходил в текущую когорту. Однако попасть туда могли единицы — гиперуспешные технологические стартапы. Это примерно 1-2% от всех кандидатов.

Остальным 98-99% приходилось выбирать между университетами и акселераторами поменьше. Первые, несмотря на заявленную «открытость», отдавали предпочтение собственным студентам. В апреле 2019-го мы связывались с учебными заведениями, чтобы узнать, рассматривают ли они заявки от сторонних кандидатов. К нашему разочарованию, только два ответили согласием, предупредив, однако, что в приоритете — выпускники. 

Другой проблемой стала система оценки бизнес-планов в вузах. Каждый университет выдвигал свои требования. Они разнились настолько, что проект, получивший одобрение в Университетском колледже Лондона, провалил бы подачу в соседнем Вестминстерском университете. 

 

Из-за этих сложностей практически единственной опцией для большинства кандидатов на визу стали малые бизнес-акселераторы. Требования к таким организациями были довольно размытыми. Поэтому фактически любой акселератор, зарегистрированный более трех лет назад, с минимальными достижениями в бизнес-сфере мог стать Endorsing Body.

Согласно письму Home Office, эти организации не могли напрямую взимать плату за услуги, связанные с выдачей разрешений на визы. Но никто не запрещал им брать деньги за «менторство», «инвестиционные услуги», «стратегическое консультирование» или просто оплачивать «членские взносы» за нахождение в предпринимательской когорте. Ну а то, что к рассмотрению на визы принимались заявки только от покупателей этих услуг или членов когорты, списывалось на совпадения.

По нашим наблюдениям, «рыночная стоимость» стартап-визы, полученной через акселератор, варьировалась от £5000 до £7000 в год, визы инноватора — в пределах £10 000–£13 000 в год. За эти суммы организация среди прочего могла додумать идею проекта и написать бизнес-план. В некоторых случаях акселераторы запрашивали и по £30 000 за разрешающее письмо или долю в бизнесе. Это без учета пошлин на подачу документов в Home Office — £378 на стартап-визу и £1200 на визу инноватора. Еще минимум £1000 предприниматель мог заплатить агентству, которое подавало документы за него. Таким образом, путь к резидентству в Великобритании был простой: плати десятки тысяч фунтов и переезжай. 

Ничего удивительного, что Великобритания весной 2023 года упразднила эти визы. На смену им приходит новая — Innovator Founder. Среди нововведений — от заявителя больше не требуется £50 000 инвестиций на запуск. Ему также разрешено работать на другие компании параллельно с ведением бизнеса, чего нельзя было делать по визе инноватора. Вдобавок правительство сократило число авторизованных организаций до четырех: Envestors, UK Endorsing Services, Innovator International и The Global Entrepreneur Programme (GEP). Власти также установили единую стоимость рассмотрения проекта на визу —  £2000 (естественно, все визовые сборы остались). Кажется, что условия становятся более прозрачными. Но пока сложно сказать, чем станет новая виза — инструментом справедливой оценки инновационности проектов или очередным способом заработать деньги. Это покажет время. 

 

Если все так сломано, то что же делать? Среди всех проблем предпринимательской иммиграционной системы Великобритании сияет бриллиант — Global Talent. Виза, которую можно оформить без «членских взносов» акселераторам, без бумажек от спонсоров и ограничений на деятельность. Достаточно доказать свою уникальность и заплатить £456 за подачу на визу в Tech Nation (организация, которая поддерживает технологические компании и IT-специалистов и рассматривает заявки на визу Global Talent. — Forbes). Взамен — три года до постоянного вида на жительство и пять до британского паспорта, а еще возможность взять с собой детей и партнера — не важно, в браке вы или нет.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+