Расходов не жалеть: о чем говорит рост дефицита российского бюджета
Данные об исполнении бюджета в январе 2023 года вызвали повышенный интерес медиа и аналитиков. Удивили уже отрицательные данные по поступлению НДС (за счет возвратов налога) и высокие бюджетные расходы за первые две рабочие недели года. А полные данные за январь с дефицитом в 1,76 трлн рублей на фоне увеличения продаж юаней из сжавшегося за прошлый год ФНБ породили волны обсуждений. Тональность разнится от «все пропало, 1998-й снова с нами» до «все хорошо, прекрасная маркиза»», ведь речь идет лишь о технических изменениях в налоговом учете, которые делают январские данные непрезентативными. Реальность же отражает несколько одновременно происходящих событий — и их последствия также могут быть очень разными.
Налоговый эффект
Действительно, с января вступили в силу изменения в налоговых и бюджетных правилах (сместился налоговый период, компании и ИП перешли на Единый налоговый платеж), которые не позволяют корректно сравнивать статистику с прошлым годом не только по неделям, но и помесячно. Данные за первый квартал, скорее всего, будут более адекватно отражать реальность. Можно ожидать что, при прочих равных, квартальные доходы вне нефтегазового сектора будут сопоставимы или даже выше прошлогодних, хотя в реальном выражении их сократит инфляция. Годовые данные сильно зависят от ситуации в экономике — но, скорее всего, больших негативных сюрпризов здесь не будет, в том числе благодаря высоким расходам на силовиков и социальные программы.
Нефтегазовый провал
По-настоящему неординарная и требующая решений ситуация возникла с доходами в нефтегазовом секторе. Мы увидели в январе (и еще увидим в квартальных итогах) резкое падение доходов, прямо и косвенно связанное с введением западных санкций против российской нефти с декабря 2022 года и нефтепродуктов с февраля 2023-го. Важным фактором является то, что индикаторы цен на нефть, с помощью которых Минфин регулярно пересматривает НДПИ, перестали отражать реальность. По мнению эксперта по нефтегазовой отрасли Сергея Вакуленко, скидки за российскую «санкционную» нефть, на которые сейчас указывают индикаторы (например, данные нефтяных ценовых агентств), явно завышены, сделок по этим ценам практически не происходит, а в итоге российская нефтегазовая отрасль может прибедняться и платить меньше налогов. При таких раскладах собрать в 2023 году 8 трлн рублей нефтегазовых доходов, как рассчитывает Минфин, вряд ли получится.
Исправить положение могли бы новые ориентиры для расчета доходов добытчиков и экспортеров, но выбор вариантов предполагает торг между отраслью и правительством, что неизбежно займет время. Сейчас обсуждаются разные варианты. Например, использование фиксированного дисконта к мировым ценам на нефть — независимо от реальных поступлений экспортеров и добывающих компаний — либо формирование новых показателей с опорой на рыночные цены. Частично заткнуть дыру поможет и ослабление рубля — если экономический спад на фоне санкций снизит доходы экспортеров. Наконец, может быть вновь использован метод разового изъятия НДПИ или повышенных дивидендов госкомпаний, как с «Газпромом» в 2022 году. Уже появились заявления о разовом изъятии у бизнеса до 500 млрд рублей. Не обойдется, скорее всего, и без неформальных договоренностей с госкомпаниями, которые возьмут на себя отдельные крупные расходы — что-то напоминающие средневековое тягло.
Чрезвычайные расходы
В январе 2023 года бюджетные расходы оказались на 59% выше, чем в январе 2022-го, — сказалось финансирование госзакупок, которые обычно «размазывались» на несколько месяцев. Это притом что уже в декабре бюджет был исполнен с рекордным профицитом из-за переноса части расходов 2023 года на 2022-й.
Системный рост бюджетных расходов — это новая реальность. Федеральный бюджет по итогам 2022 года оказался сильно дефицитным из-за расходов на «спецоперацию»* и поддержку экономики и населения, хотя провал в доходах был во многом компенсирован высокими экспортными доходами. По оценкам «Эксперт РА», объем дополнительных бюджетных расходов, прямо или косвенно связанных со «спецоперацией», за 2022 год составил около 4,5% ВВП, при снижении доходов — около 2% ВВП. В этом году бюджет будет напряженным при любом сценарии развития событий: расходы останутся высокими, хотя и с ограниченными возможностями для роста. Скорее всего, в середине года Минфин пересмотрит прогноз бюджетного дефицита до 4,5-5 трлн рублей, или 3-3,3% ВВП, — что много по меркам последних лет, но адекватно для сложившейся в экономике ситуации.
Управляемый дефицит
Так стоит ли бояться и делать далеко идущие выводы на основе январской статистики? На самом деле, временный отказ от привычной бюджетной жесткости — скорее положительный фактор, способствующий поддержанию экономической активности. Дефицит пока остается управляемым, но заявленная программа заимствований в 2023 году неизбежно будет крайне амбициозной, а доходы окажутся под сильным давлением. Уровень долга остается крайне низким по любым меркам (это главный аргумент против сравнения ситуации с 1998 годом, когда и рубли были полновеснее и выплаты по долгу сопоставимы с налоговыми поступлениями), а возможности заимствований на внутреннем рынке все еще высоки, хотя занимать дорого. ФНБ также будет задействован как в рамках учетных операций Банка России и Минфина с ФНБ, так и в рамках ограниченных рыночных операций, запущенных с середины января, но снизившуюся ликвидную часть постараются использовать ограниченно, основой для покрытия дефицита будут облигации.
Конечно, рисков для исполнения бюджета этого года очень много — и на стороне доходов, и на стороне расходов. Опыт 2014-2019 годов показывает, что консолидация бюджета после резкого роста расходов и провала в доходах — это довольно сложный и болезненный процесс, особенно если ЦБ гнет свою жесткую линию в борьбе с инфляцией. Лучшим вариантом будет сохранения бюджетной дисциплины уже сейчас, хотя бы и в более мягком варианте.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.