Военное управление: почему новые указы президента подтвердили действие старых правил
«Военно-положенческие» решения Владимира Путина практически сразу стали сравнивать с тем, как государственная машина реагировала на пандемию в 2020–2021 годах. Совершенно очевидно, что тот опыт признан удачным — так и чего добра от добра искать.
Сходство частично мобилизационных и антиковидных мер находят и в том, как главам регионов добавили полномочий и ответственности и в значительной неформальности принимаемых решений.
Пока прошло слишком мало времени, чтобы понять, насколько пандемийный опыт окажется пригодным для военного положения, и не окажется ли, что административные генералы отлично подготовились к прошлой войне. Но уже очевидно, что происходящее подтверждает традиционную бережливость Путина по отношению к руководящим кадрам, проявившуюся еще на самых первых сроках его президентства. Впрочем, она конечна.
Положение властей
Михаил Мишустин возглавил правительство в январе 2020 года, когда ковид казался далекой угрозой, которая обойдет Россию стороной. Ему, безусловно, ставились новые задачи — через два месяца их пришлось отложить в долгий ящик. Через два года и один месяц после назначения Михаил Мишустин оказался премьер-министром страны, ведущей «спецоперацию»* на территории соседнего государства, а еще через полгода он фактически оказался на военном положении. Стремительно меняющиеся обстоятельства предполагают новые задачи, а они, в свою очередь, могли бы потребовать новых фигур. Не было премьер-министра, которого, по слухам, не увольняли б по семь раз за неделю, но на данный момент ничто не говорит о том, что Михаил Мишустин не устраивает Владимира Путина.
Сергея Собянина, мэра Москвы, президент когда-то давно припечатал словами «не Робеспьер», имея в виду, что из хорошего администратора не стоит лепить плохого политика. С тех пор прошло много времени, в Робеспьера мэр Москвы, может, и не превратился, но именно что политической фигурой стал. Собянин объявил о завершении частичной мобилизации в столице, хотя это не сфера компетенции главы региона. Также в 2020 году мэр Москвы отменил большую часть антиковидных запретов на территории столицы. Юрий Лужков позволял себе по другим поводам и большее, однако он вообще считал себя самостоятельной политической единицей. А Собянин — член путинской команды, и его новый функционал появился явно с президентского разрешения.
Их официальное сотрудничество и негласное, слегка заявленное соперничество призвано обозначить не просто их личную аппаратно-политическую устойчивость, но и значимость несиловой составляющей всей власти. Атака на одного будет и атакой на другого, а это слишком сложно.
На месте остались губернаторы прифронтовых областей, хотя их явно назначали под другие задачи. Сохранили работу полпреды в федеральных округах, а полпред в Южном округе Владимир Устинов вообще уже, кажется, побил все рекорды долгожительства на этой должности. И тут снова можно говорить о декларации — мол, подобраны такие руководители, что справятся и в мир, и в войну.
На этом фоне долгое отсутствие заметных перемен в военном ведомстве выглядит вполне логичным — если есть руководящие кадры, то они и должны исправлять упущенное и улучшать достигнутое.
Секрет долголетия
Почему так происходит? Есть несколько неписаных правил.
Владимир Путин не любит принимать кадровые решения под давлением. Лучший способ сохранить человека при работе — это выбросить на него компромат или постараться каким-то еще способом показать неуместность нахождения при должности. Рано или поздно, конечно, это сработает, но в моменте давление только усиливает позиции объекта кампании.
Острое желание занять какую-то определенную должность — почти гарантия того, что соискатель ее не получит. Кадровая политика — не раздача подарков от Деда Мороза, удовлетворения всех желаний не предполагается, и если кто-то хочет стать главой Приморского края, то поедет в итоге в среднюю полосу России (на аналогичную, впрочем, должность).
Смена руководящих кадров не может быть результатом одного провала — хроническая неспособность занимать должность должна быть многократна доказана. Место в команде дает право на ошибку, если она не противоречит принципам комплектования команды.
При таких условиях поговорка «Коней на переправе не меняют» играет совсем новыми красками. Тем более что ковидную переправу эти кони преодолели довольно бодро — так, по крайней мере, принято считать.
Конечно, конфигурация рано или поздно исчерпает себя, и перемены настанут и в правительстве, и в подведомственных учреждениях. Но тут работает еще одно правило: ротация может быть только пакетной.
Кадровые решения являются плодом довольно долгого сочетания всех возможных интересов и предпочтений, пусть даже с каждым годом индивидуальное начало все больше превалирует над коллективным разумом. Последнее обстоятельство делает все менее предсказуемой судьбу нынешней конфигурации и долгосрочность ее ресурса.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.