К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Беспомощная тактика: зачем Генпрокуратура пугает граждан делами о госизмене

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Норма о помощи иностранным государствам и организациям приобрела особое значение после начала российской «спецоперации» на Украине. Генпрокуратура посчитала нужным предупредить, что каждому факту такой помощи будет дана правовая оценка. Во время военных действий даже гуманитарные контакты с организациями из «враждебных» России стран могут быть подведены под действие статьи о государственной измене, считает управляющий партнер консалтинговой группы «Статус» Алексей Федяров

В день начала «военной операции»* России на Украине мне позвонила давняя знакомая — украинка, вышедшая замуж за русского и получившая российское гражданство. Это был один из самых сложных разговоров в моей жизни. Сложным и по-человечески, и юридически, потому что мне пришлось отвечать на вопрос, будет ли считаться государственной изменой ее помощь брату. Брат служит в рядах Вооруженных сил Украины и сейчас участвует в боях. 

Критерии враждебности

Ситуация непростая. Это обусловлено двумя главными факторами: размытость самой нормы о госизмене (статья 275 УК) и неопределенность правоприменения, анализ которого однозначно показывает лишь что, что закон в этом случае применяется на редкость широко. 

Начнем с диспозиции статьи: «Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».

 

Норма о помощи иностранным государствам и организациям приобрела особое значение после начала российской «спецоперации» на Украине. Генпрокуратура посчитала нужным предупредить, что каждому факту такой помощи будет дана правовая оценка. Кто оказался в зоне риска?

Отмечу, что действующая редакция статьи УК принята в 2012 году, до того ни международные организации, ни формы помощи в законе не упоминались. Внесенные изменения фактически расширили и без того широкий круг действий, подпадающих под понятие государственной измены. Рассмотрим адресаты помощи. Исключим из этого перечня категорию «иностранное государство», поскольку уголовная наказуемость помощи государственным институтам Украины, тем более ее вооруженным силам, в нынешних условиях очевидна. 

 

А что с иностранной организацией? Судебная практика толкует этот термин как объединение людей, созданное за рубежом, совместно реализующее определенную программу, действующее как на территории России, так и за ее пределами. К иностранной может быть приравнена и международная организация, независимо от факта участия в ней России. Представители иностранного государства и иностранной организации — лица, наделенные полномочиями принимать решения, выступать от имени и в интересах такого государства и организации. 

Здесь зарыта масса скрытых смыслов. Закон позволяет считать некоммерческие объединения любой формы и направления теми самыми «иностранными организациями», даже если их миссия исключительно благотворительная. Да, благотворитель может ссылаться на то, что его пожертвования носят гуманитарный характер и не таят в себе угрозы безопасности России. Но правоприменение будет зависеть от следователей и прокуроров. 

Законодатель закрепил, что преступна помощь лишь той организации, деятельность которой очевидно «враждебна» к России. Казалось бы, это существенное ограничение, однако наблюдаемая последние годы динамика признания тех же благотворительных организаций нежелательными говорит об обратном. Суды играют в этой цепочке вспомогательную роль, выполняя функции верификаторов принятых исполнительной властью решений. 

 

Открытый перечень

Выделю еще один блок рискованных действий. Сейчас журналистам и блогерам необходимо иметь под рукой Приказ ФСБ №379 от 28 сентября 2021 года, утвердивший перечень сведений в области военной и военно-технической деятельности, которые при их получении иностранными государствами, организациями или гражданами могут быть использованы против безопасности России. Таким образом распространение любой информации, даже в незначительной степени касающейся вооруженных сил и военно-промышленного комплекса России, при желании можно сделать уголовно наказуемым. Сегодня это могу быть, например, сведения о количестве и составе российских войск, применяемых на территории Украины, о морально-психологическом состоянии личного состава, уровне его боевой подготовки. 

Напомню, что на фоне военного конфликта России с Грузией, в рамках еще старой редакции статьи 275 УК, была привлечена к уголовной ответственности за госизмену жительница Сочи Инга Тутисани, которая, согласно приговору, в 2009 году сообщила своему знакомому военнослужащему в Грузии «о фактах несения кораблями Черноморского флота РФ боевого дежурства в территориальных водах Абхазии». И этот случай был не единственным. Сейчас Генпрокуратура «просит учитывать» наказание по статье 275 УК — от 12 до 20 лет лишения свободы. Это крайне существенный фактор. 

Так что своей знакомой я рекомендовал терпение и осторожность. Помогать мирным членам семьи на Украине можно, хотя плохо понимаю как. Но материальная помощь солдату сразу создает юридические риски. А благотворительным организациям я бы посоветовал сосредоточить внимание на пострадавших от украинских событий в России. Их тоже будет немало. Уже немало, по моему субъективному мнению. Психологическая, материальная и правовая помощь семьям, понесшим утраты, важна. И, надеюсь, не будет наказуема. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+