В четверг, 8 декабря, пройдет последнее в этом году заседание Европейского центрального банка. Сюрпризов от главы ЕЦБ Марио Драги не ждут, хотя в прошлом году он удивил инвесторов, когда вопреки всем прогнозам отказался от расширения программы стимулов. Сейчас пространства для маневра не так много, разве что программа выкупа бондов может быть сокращена на €10-20 млрд ежемесячно, но большинство аналитиков этого от него не ждет. Состояние экономики еврозоны и темпы инфляции дают возможность ужесточить монетарную политику, однако политическая нестабильность и новые вызовы сковывают ЕЦБ по рукам и ногам.
Масла в огонь подлил референдум в Италии, прошедший в минувшее воскресенье. Многие аналитики ожидали, что избиратели откажутся менять систему принятия решений в итальянском парламенте, так что, по сути, ничего удивительного не произошло. Однако отрицательное голосование может добавить нестабильности в еврозону, которая до сих пор не может оправиться от последствий Brexit. И европейский Центробанк будет учитывать это, принимая решение.
Скорее всего, ЕЦБ сохранит ставку рефинансирования на уровне 0%, а депозитную ставку – минус 0,4%. Опрошенные Reuters аналитики в этом более чем уверены. Кроме того, 52 из 60 респондентов ждут увеличения сроков действия программы по выкупу активов, которая, согласно обозначенным ранее планам, завершится в марте 2017 года. Курс евро против доллара в последнее время двигался в фарватере подобных ожиданий и обновил 1,5-летние минимумы. Это было спровоцировано еще и сообщениями о провале референдума в Италии. В моменте евро падал к доллару до минимума 20 месяцев. Если Драги и компания не оправдают ожиданий аналитиков на этом заседании, в госбондах еврозоны может пройти локальная распродажа, но влияние будет скорее краткосрочным. Слабые прогнозы по экономике еврозоны на следующий год сохраняют ожидания стимулирующей политики.
Политика количественного смягчения ЕЦБ
В марте 2016 года европейский регулятор снизил базовую процентную ставку до 0%. До этого с сентября 2014 года ЕЦБ удерживал ее на уровне 0,05%. Процентная ставка по кредитам в еврозоне сейчас составляет 0,25%, по депозитам – минус 0,4%. Тогда же ЕЦБ расширил программу количественного смягчения (QE), запущенную в январе 2015 года. Сейчас регулятор ежемесячно скупает с рынка долговые облигации с инвестиционным рейтингом на 80 млрд евро. Такими мерами ЕЦБ собирает подстегнуть рост европейской экономики и стимулировать инфляцию, которая до сих пор ниже приемлемого для развитых экономик уровня 2%.
Вопрос только в том, насколько эта политика будет отвечать быстро меняющимся реалиям. По сути, все ведущие европейские страны сейчас сталкиваются с проблемами, которые угрожают единому экономическому пространству. Судите сами, Британия будет несколько лет выходить из зоны евро, все это будет сопровождаться судебными процессами и пререканиями с европейскими властями. В случае прихода популистов к власти в Италии референдум по выходу из еврозоны возможен и там. Предсказать его исход сейчас сложно, но исключать нельзя любой вариант. В Германии правительство Меркель подвергается критике из-за политики в отношении мигрантов; эту же карту будут разыгрывать и во Франции, где началась президентская гонка. Успех популистских партий и «фактор Трампа» могут привести к тому, что европейские страны будут проводить все более независимую политику, а ЕЦБ будет работать в режиме пожарной машины, чтобы не допустить дальнейшего сползания зоны евро в экономическую нестабильность.
В этой ситуации ЕЦБ не остается ничего другого, кроме как продлить программу количественного смягчения еще на полгода, до cентября 2017 года. Нельзя исключать и покупки итальянского долга, чтобы снизить волатильность на рынке и успокоить инвесторов. Последние сейчас ждут, как из этой турбулентности будут выбираться местные банки, которым нужно найти десятки миллиардов долларов на дополнительную капитализацию. Однако рынки быстро успокоились после референдума, его цена уже была учтена в стоимости бумаг, а трейдеры воспользовались моментом, чтобы нарастить свои позиции в подешевевших активах.
Тем не менее тень референдума будет нависать над заседанием ЕЦБ, которое теперь несет в себе роль гаранта стабильности в еврозоне. Экономика Италии – одной из ключевых стран еврозоны – без дополнительных стимулов может войти в полномасштабный кризис. В частности, ВВП Италии растет медленными темпами, меньше 1% в год, и новый банковский кризис может вовсе свести этот процесс на отрицательную территорию.