Придя в воскресенье на сеанс «Джейсона Борна», не без удивления констатировал два факта. В зале оказалось много женщин. Но явно не потому, что они поклонницы жанра «супербоевик» и Джеймса Борна как такового (оговорка по Фрейду: естественно, я хотел сказать Джейсона Бонда).
Когда женщины идут в кино ради собственного удовольствия, то зачастую в одиночку или с подругами. Это легко заметить, оглядевшись в залах. Тут же все как одна пришли с мужьями либо бойфрендами. Причем все эти мужья и бойфренды (это второе наблюдение) были в возрасте 30+. А некоторые даже 40+. Зато 16-18-летние пацаны, которые вроде бы выступают целевой аудиторией боевиков, на воскресном сеансе были наперечет.
Удивительно: «Джейсон Борн» стал фильмом для статусного супружеского просмотра в уикенд.
Но чему удивляться? Борн, родившийся в литературе еще в 1980-м в одном из конспирологических триллеров талантливейшего Роберта Ладлема, и возникший в кино в 2002-м, является героем прежде всего для тех, кто наблюдал за ним с самых первых кадров, и кому сейчас никак не 16. Я тоже среди его почитателей, хотя исполнителю главной роли Мэтту Деймону никогда не симпатизировал.
О чем это
О спецагенте ЦРУ, зомбированном в рамках одной из тайных программ по созданию суперменов. Целью было сотворить беспрекословных борцов за демократию — несомневающихся киллеров, которые будут мочить кого и где угодно по первому же приказу начальства во имя безопасности Америки и ее граждан. Беда в том, что именно начальство спецслужб, иногда из личных соображений, определяет, что именно служит делу демократии, а что опасно для страны.
quote_block node/304447Одного из агентов, потерявшего память, в самом первом фильме 2002 года подбирают в Средиземноморье французские рыбаки. Так он начнет путь к себе, постепенно выясняя, что способен моментально вырубить любого, владеет языками и паспортами ряда стран и что у него в запасе большие деньги (паспорта, наличные, дополнительное оружие хранятся в швейцарской банковской ячейке). Но теперь он, некогда лучший специалист в рамках своей тайной программы, проваливший последнее задание, считается в ЦРУ отработанным материалом, его объявляют врагом Америки и мировой демократии и собираются убрать — поскольку он владеет некими, для него пока непонятными, опасными тайнами.
Человека зовут Джейсон Борн.
К финалу третьей части фильма Борн осознает, кто он такой, и завязывает контакт с прогрессивной начальницей в ЦРУ, способной помочь ему разоблачить антигуманные проекты. Но тут возникают свои осложнения, и в результате в четвертой серии, вышедшей в 2012-м, Борна нет. Его все еще ищет и жаждет убить руководство ЦРУ. Но главной мишенью становится другой взбунтовавшийся агент. Он пытается найти не только истину, но и секретный допинг, которым пичкали зверье его типа. Допинг придавал дополнительные физические и интеллектуальные силы, но привел к тому, что без него теперь не выжить. Для меня эта серия особенно приятна: там играют мои любимые Рейчел Вайс и Джереми Реннер.
В новой пятой части в дело возвращается Джейсон Борн — Мэтт Деймон. Он уже несколько лет как исчез с радаров (это не метафора, а термин, который, если верить фильму, используют в спецслужбах). Он постарался затеряться, зажить частной жизнью. Участвует для заработка в подпольных боях без правил, причем на самом дне, даже где-то на пустыре вблизи границы Греции с Албанией (этого хода сценаристам, кстати, стоило избежать. Экс-Рэмбо, начавший зарабатывать в боях без правил в подвальной глуши, был спародирован еще в «Горячих головах» начала 1990-х).
Но шеф ЦРУ не желает оставлять его в покое. Он уверен, что Борн по-прежнему способен на смертоносные разоблачения. А тут вдобавок одна из его напарниц, опытный хакер, взламывает базу CIA, скачивает список всех программ по созданию агентов-зомби и передает флэшку Борну. Если это будет опубликовано, то, как уверены в ЦРУ, скандал будет сильнее, чем после разоблачений Сноудена.
Параллельно развивается другая история. ЦРУ собирается взять под контроль новую универсальную компьютерную программу — ее вскоре установит полмира. Ее создатель, молодой гений-миллиардер, то ли арабо-, то ли ираноамериканец, явный современный аналог Стива Джобса, которому огромные залы устраивают овации во время презентаций, гарантируют пользователям конфиденциальность и безопасность. Но у него давний договор с ЦРУ, что оно будет контролировать программу и просматривать абсолютно все. При этом компьютерного гения-миллиардера предполагается убить, чтобы не разболтался, свалив дело на террористов.
Цинизм ЦРУ, короче, беспредельный. Не зря гений-компьютерщик в итоге приходит к выводу, что поддался дьяволу.
Что в этом хорошего
По-моему, это правда очень-очень хороший боевик — один из лучших в киноистории. Не только последняя серия — все пять серий вообще. Все ударные моменты в «Джейсоне Борне» и не упомянуть. Достаточно того, что фильм закольцовывается двумя длинными — изумительными — сценами: изначальным сражением Борна с посланными за ним убийцами ЦРУ в толпе греческих манифестантов, бросающих в свою афинскую полицию коктейли Молотофф (это снято так, что диву даешься: постановка? Филигранный монтаж документальных кадров с постановочными?) И финальной гонкой со смяткой вкрошмя десятков машин, а заодно перестрелками на улицах Лас-Вегаса.
Ничего странного: новый фильм снял хороший режиссер Пол Гринграсс, создатель второго и третьего фильмов про Борна.
В Голливуде — и не только Голливуде — последних лет сделано немало фильмов об аморальности спецслужб и безысходности работать спецагентом, о том, что спецагент может выйти из игры только ногами вперед. О том, можно ли в принципе считать сотрудников спецслужб людьми.
Этих фильмов слишком много для того, чтобы расценить это как случайность.
Пожалуй, можно сделать вывод о том, что спецслужбы достали мировых интеллектуалов.
Но «Джейсон Борн» даже на фоне других конспирологических фильмов — один из самых жестких. Это, безусловно, наиболее антиправительственный из американских боевиков. Не возьмусь трактовать, что в нем правда, а что нет. Но это попросту подарок от Голливуда ФСБ, Росссийской Федерации и лично Президенту Путину.
Ужас ведь еще и в том, что, если верить фильму, в любой стране мира от Греции до Германии у ЦРУ есть свои группы убийц — группы захвата, действующие вопреки и местным законодательствам, и всем международным нормам.
Финал фильма — мрачненький. Хотя есть сцена, когда Борн видит свет в конце тоннеля — причем буквально, следом идет другая сцена: хотя к власти в ЦРУ вроде как приходит новое интеллектуальное либеральное поколение, оно такое же, как и прежнее. В циничной системе ничего никогда не изменится.
Все понятно. Возникают, однако, два сомнения-послевкусия.
Они отчасти противоречат друг другу.
Первое. Если в Америке снимают такие фильмы про себя и свои спецслужбы, а у нас нет, зато снимают картины исключительно патриотические, то не означает ли это, что наши спецслужбы вообще бесконтрольны? И наши кинематографисты попросту не рискуют с ними связываться?
Второе. А не может ли быть такого, что подобные фильмы про коварство, аморальность, но при этом всесильность спецслужб, способных при помощи спутников и прочих технологий отследить, что лично вы делаете сейчас и даже делали два дня назад в 18.43, втайне поощряют сами спецслужбы? Ведь, в конечном счете, после таких фильмов приходишь к выводу, что сопротивоение бесполезно. Увидел агента в штатском — сразу падай ему в ножки.
Проколы
Как минимум странности. То ЦРУ отслеживает Джейсона Борна с помощью спутников даже в греческой бунтарской уличной толпе, используя программу распознавания лиц, то упускает его во время посадки на экспресс из Европы в Лондон, а потом и на самолет в Америку. Хотя на вокзалах и в аэропортах отслеживается и контролируется вроде бы все. И как агент, отстраненный 15 лет назад, способен оставаться в курсе всех новейших технических шпионских разработок, если сейчас каждый год в смысле технологий идет за сто?
Наш вариант рекламного слогана
Борн жил. Борн жив. Борн вас еще достанет.