О том, как пропагандистские передачи били телевизионные рекорды, а два общенациональных телеканала не смогли поделить одного украинского «героя», читайте во второй части материала Арины Бородиной.
Что еще смотрела страна по телевидению, кроме Олимпиады и пропаганды, читайте в третьей части материала Арины Бородиной.
Телевидение живет сезонами. С сентября по май — это всегда пик интереса зрителей к телевизору. Прошедший телевизионный сезон войдет в историю российского ТВ двумя событиями — трансляциями с Олимпиады в Сочи и многомесячным телемарафоном антиукраинской пропаганды. Оба события стали главными телеидеями сезона и были успешно реализованы государственными телеканалами. И с точки зрения поставленных властью задач, и как инструмент эффективного влияния на общественное мнение, сформировавший убеждения большей части жителей России. Все это нашло отражение еще и в высоких рейтингах.
Как и в прежние годы, телевидение как идеологический ресурс, как источник информации (уж какая есть) и развлечений — не отдает своих завоеванных десятилетиями позиций. И в этом телесезоне, пожалуй, как никогда, замедлилось падение телевизионных показателей.
Безусловным лидером среди всех эфирных телеканалов стал «Первый».
Такого успешного сезона, с точки зрения рейтингов, здесь давно не было. Последние годы «Первый канал» терял зрителей, даже оставаясь на первом месте по объему телевизионной аудитории. В прошлом телесезоне именно «Первый» потерял больше всех — 1,5 процентных пункта доли. И его отрыв от главных конкурентов — «России 1» и НТВ — был тогда минимален. С 1 сентября 2012 года по 31 мая 2013 года среди всех россиян старше 18 лет (основная конкурентная аудитория первой тройки телеканалов) доля «Первого» составила 14,2%, у «России 1» — 14,1% и 14% было у НТВ.
В этом же интервале телесезона 2013/2014, напротив, победа «Первого канала» выглядит более чем убедительной. Это и самый высокий рост показателей с сентября по май (1 процентный пункт) среди основных телеканалов, и единственный результат, перешагнувший планку в 15% доли аудитории. С 1 сентября 2013 года по 31 мая 2014 года «Первый канал» выбрало 15,2% общероссийской аудитории старше 18 лет.
Канал «Россия 1» стабилен со своим вторым местом. Как и в прошлом телесезоне, главный канал ВГТРК почти не терял своих зрителей. Год назад доля канала снизилась лишь на 0,3 процентных пункта, а в этом еще меньше — на 0,1. Но если год назад «Россия 1» в течение сезона довольно часто обходила «Первый канал», то на этот раз ежемесячная динамика, особенно на старте, в сентябре, всегда была в пользу «Первого» и с заметным отрывом. И только февраль оба госканала, благодаря трансляциям с Олимпиады, закончили на равных (15,7%). У «России 1» итоговый показатель с сентября по май — 14% общероссийской аудитории.
Самый заметный провал в этом сезоне у НТВ.
Канал второй год подряд стабильно теряет зрителей. И в этот раз больше, чем все остальные. С 1 сентября по 31 мая НТВ смотрело 12,5% общероссийской аудитории, это на 1,5 процентных пункта меньше, чем за этот же период прошлого года. Понятно, что у НТВ не было тех мощностей, которые в этом телесезоне принесли высокие рейтинги его ближайшим конкурентам (Олимпиада и общественно-политические форматы, посвященные Украине), но и без этого видно, что рейтинги канала стали проседать. В итоге третье место, с пессимистичной динамикой.
Что касается остальных телеканалов, то драматичного падения или заметного рывка, как, к примеру, года три назад было у «Пятого канала», в этом телесезоне нет. Однако стабильность и охват — это и есть сила нынешнего телевизионного эфира.
СТС потерял в прошлом сезоне в своей целевой аудитории (от 10 до 45 лет) 0,8 процентных пункта, в этом лишь 0,4. У СТС по итогам сезона — 10,5% общероссийской аудитории. У ТНТ без изменений. Его доля (зрители от 14 до 44 лет) два сезона подряд снижается лишь на 0,1, и по стране он собирает 12,9% аудитории. Активный зритель этих двух телеканалов, за которого так борется рекламодатель, никуда не делся и телевизор на интернет не променял.
Из второй тройки каналов больше других просел в этом телесезоне РЕН ТВ. Если год назад в своей целевой аудитории от 25 до 59 лет РЕН ТВ даже чуть подрос на 0,3, то в этом потерял 0,8 процентных пункта. Два года «Пятый канал», который, как и РЕН ТВ, входит в холдинг «Национальная Медиа Группа», наступает ему на пятки, а в этом уже заметно обошел по показателям. С 1 сентября по 31 мая доля РЕН ТВ составила 5,1% по стране, а у «Пятого», в этой же целевой аудитории — 5,9%.
Именно эти семь телеканалов — «Первый», «Россия 1», НТВ, СТС, ТНТ, РЕН ТВ и «Пятый» — смотрят сегодня больше всего зрителей страны. Все остальные (а всего эфирных каналов 23) собирают в среднем от 1 до 3% аудитории каждый. Выше этой планки им уже не прорваться. Ну а первая тройка («Первый», «Россия 1», НТВ), контроль над которой полностью принадлежит государству, сохраняет прочные позиции — вместе у них около 42% доли. Два года назад было 45%, в прошлом телесезоне тоже 42%. Многомиллионная российская аудитория очень предана телевизору.
Олимпиада популярнее президента
Понятно, что Олимпиада в Сочи была в этом сезоне главным поставщиком телевизионных рейтингов для двух главных государственных телеканалов страны — «Первого» и «России 1».
Впервые показатели олимпийских трансляций вытеснили из числа самых популярных телепроектов все остальное — сериалы, шоу и даже неизменного телелидера последних лет Андрея Малахова с его почти национальным телебрендом ток-шоу «Пусть говорят». Уже сейчас очевидно, что по итогам 2014 года весь телевизионный хит-парад будет состоять фактически из одних сочинских соревнований во главе с фигурным катанием во всех видах программы. Для российских телезрителей фигурное катание во время Олимпиады в Сочи стало чем-то большим, чем просто вид спорта. Его доли аудитории были на уровне 35-40%, чего давно не было ни у одного другого телевизионного формата, за исключением традиционного лидера ежегодного эфира — новогоднего поздравления президента. Благодаря высоким рейтингам фигурного катания и других видов олимпийских соревнований росли показатели у выпусков новостей госканалов, которые шли либо в перерывах, либо сразу по окончании трансляций.
Второй раз за последние 14 лет новогоднее поздравление президента по итогам телесезона уступило свое вечное первое место в телевизионном хит-параде.
Впервые это было в 2008 году, когда обращение Дмитрия Медведева на «Первом канале» 31 декабря по рейтингам проиграло не только матчу чемпионата Европы по футболу (Россия играла с Испанией с неповторимой долей аудитории на «России 1» в 70%), но и сериалу «Татьянин день». И вот в этом телесезоне на первом месте не поздравление Владимира Путина, а церемония открытия Олимпиады в Сочи, которую показывал «Первый канал» 7 февраля. Именно она стала самой популярной в телесезоне, с максимальным показателем в 35,7% и рекордным для этого года рейтингом — 17,8%. На втором месте в сезоне по абсолютным цифрам стоит церемония закрытия Олимпиады (снова на «Первом») — 17,3% с долей 36,1%. И только на третьем месте — новогоднее обращение Путина с долей 35,9% и рейтингом 17%, тоже, как обычно, на «Первом канале» (см. таблицу самых популярных телепроектов сезона).
.forbes-telerating {display: none;}
- Самые популярные проекты телесезона на основных телеканалах с 1 сентября 2013 года по 15 июня 2014 года*
- * У «Первого канала» и «России 1» в связи с большим количеством олимпийских трансляций из Сочи представлен топ-20 самых популярных проектов телесезона. У остальных телеканалов топ-10.
Церемония открытия Олимпиады в Сочи стала событием, которое уже вошло в историю российского телевидения. И не только с точки зрения ее художественных и технологических достоинств, а еще и как результат зрительской реакции. Почти 70% аудитории на двух госканалах одновременно — «Первом» и «России 1» (тут доля была 33,5%, и это шестое место в абсолютных показателях в числе самых популярных трансляций сезона — см. пояснение к таблицам). Это был рекорд, который может установить теперь разве что финальный матч чемпионата мира по футболу с участием сборной России, если таковой когда-нибудь состоится.
На фоне таких рекордных рейтингов олимпийских трансляций, полученных от вовлеченных в их просмотр российских телезрителей, конечно, довольно трудно оспаривать ненужность и дороговизну олимпийских строек. Со своей порцией «аргументаций» в пользу сочинской Олимпиады государственные телеканалы успешно справились.
О том, как пропагандистские передачи били телевизионные рекорды, а два общенациональных телеканала не смогли поделить одного украинского «героя», читайте во второй части материала Арины Бородиной.
Что еще смотрела страна по телевидению, кроме Олимпиады и пропаганды, читайте в третьей части материала Арины Бородиной.