К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Телевизор Олимпиады и Украины: эфир без политики

Телевизор Олимпиады и Украины: эфир без политики
Арина Бородина специально для Forbes подводит итоги телесезона 2013/2014 на основных российских телеканалах. Часть третья

О том, почему «Первый канал» обошел конкурентов и как Олимпиада оказалась популярнее новогоднего обращения Путина, читайте в первой части материала Арины Бородиной.

Как пропагандистские передачи били телевизионные рекорды, а два общенациональных телеканала не смогли поделить одного украинского "героя", читайте во второй части материала Арины Бородиной.

Рейтинг телепрограммы – среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории.

 

Доля телепрограммы – количество человек, смотревших данный канал (программу), среди общего количества телезрителей в рассматриваемый момент времени. Выражается в процентах

Телевизионная жизнь продолжалась и вне политических кампаний и идеологической обработки населения. Сериалы в этом сезоне продолжали оставаться основной движущей силой эфира. И здесь тоже больше всего удача улыбнулась "Первому каналу". В топ-10 самых рейтинговых сериалов сезона (см. таблицу)  - только по одному от "России 1" ("Пепел") и НТВ ("Ментовские войны-7"). Все остальные - "Первый". Хотя год назад картина была не такой: НТВ и "Россия 1" были представлены куда шире.

 

А лидер среди сериалов по рейтингам - украинский "Нюхач" про детектива-самородка, нападавшего на след преступников по запаху. Вышел сериал как-то незаметно, под самый конец года, в середине декабря, а в итоге получил самые высокие рейтинги в телесезоне - около трети всех зрителей смотрели его в эфире "Первого".

Самым обсуждаемым и резонансным сериалом этого телесезона стала "Оттепель" Валерия Тодоровского на "Первом канале". Он не попал в десятку лучших по максимальным показателям, но прошел с хорошими рейтингами, в среднем собрав долю выше 22%. Вообще в первой тридцатке сериалов среди всех зрителей старше 18 лет, большая часть прошла с долей выше 20%.

 

Но сериал "Оттепель" с блестящим актерским ансамблем, стилем режиссера и атмосферой времени, одноименной песней Константина Меладзе, мгновенно ставшей хитом, стал событием, которого давно не было в телеэфире.

Недаром этот сериал на недавно прошедшей обновленной премии ТЭФИ признан не только лучшим сериалом (а сам Тодоровкий еще получил ТЭФИ и как продюсер "Оттепели"), но и финалистом в номинации "событие телевизионного сезона".

На "России 1" самый рейтинговый сериал - "Пепел". Два главных героя, в исполнении Владимира Машкова и Евгения Миронова, в силу обстоятельств, поменялись судьбами: офицер превратился в бандита, бандит - в офицера Советской Армии, да еще получил в придачу жену. Сериалу сильно досталось от критики, зато зрители наградили его своим вниманием и высокими рейтингами. "Пепел" в среднем смотрело более 27% общероссийской аудитории. А еще одна громкая сериальная премьера "России 1" - "Шерлок Холмс" Андрея Кавуна - совершенно провалилась по рейтингам. Нового Шерлока в исполнении Игоря Петренко и доктора Уотсона - это последняя работа Андрея Панина - аудитория отвергла. Видимо, в силу привычки к классической версии Игоря Масленникова. Но Кавун сделал великолепную виньетку, талантливый фильм, который, возможно, еще оценят в будущем. Про "Бесов" Владимира Хотиненко, показанных 25 мая, в день президентских выборов на Украине, вспоминать неловко, поскольку тут хватило бы только одного упоминания про бездарное программирование, которое канал "Россия 1" приготовил этому сериалу, чтобы говорить о его провале с точки зрения рейтингов у массовой аудитории.

"России 1" в этом телесезоне не везло с сериалами.

"Первый канал" накрыл прайм-тайм и здесь, показав с десяток разножанровых сериалов (при этом отличающихся уровнем качества между собой - от типовых до вполне приличных), которые приносили высокие рейтинги, заметно выигрывая массовую аудиторию у своих конкурентов. А под конец телесезона "Первый" представил сериал "Куприн", в трех частях, по мотивам произведений Александра Куприна. Его тепло встретила критика, а зрители, судя по рейтингам, особенно высоко оценили "Яму".

 

.cke_show_borders .forbes-telerating {display: block;}
.forbes-telerating {display: none;}

Заметной премьерой сезона на "России 1" стала телепремьера, успешно прошедшего в прокате фильма Николая Лебедева "Легенда №17", посвященного звезде советского хоккея Валерию Харламову (Данила Козловский) и знаменитому тренеру Анатолию Тарасову (Олег Меньшиков). Госканал поставил показ картину в праздник, 4 ноября, в День народного единства, подчеркнув таким образом ее статус. Доля по стране  была 23,2%, а второй показ, в день открытия Олимпиады, прямо перед церемонией открытия, собрал уже 19%. А в июне "Легенда № 17" получила от президента Путина Государственную премию.

Кроме отечественных сериалов на "Первом" и в этом телесезоне было две мировых премьеры. 1 января показали третий сезон суперпопупялрного "Шерлока Холмса" (ВВС), не считая часовых поясов, разница в показе с Лондоном была всего несколько минут. Таковы были условия контракта. И несмотря на то, что в России была глубокая ночь и новогодние каникулы, премьерные серии "Шерлока" собрали очень высокие рейтинги, особено у молодых зрителей от 18 до 30 лет. А вот второму сезону американского "Карточного домика" (House of Cards), который на канале показале в начале февраля, совсем не повезло. Политический детектив с Кевином Спейси в главной роли должен был выходить по будням в полночь. Почти так же, как и год назад. Но из-за бесконечных изменений в сетке в связи с украинскими событиями и экстренными выпусками дискуссионных форматов по этой теме, "Карточный домик" постоянно выходил  хаотично, часто совсем глубокой ночью, так что аудитория толком не смогла его увидеть по телевизору.

Неудачно прошло на "России 1" и шоу музыкальных пародий-двойников "Один в один". Если первый сезон этой программы, тогда выходившей на "Первом", год назад закончился с рекордными рейтингами (доля выше 30%), став самым популярным развлекательным проектом года, то второй сезон, который после беспрецедентного скандала стал выходить на ВГТРК, прошел очень скромно. На "Первом" в ответ лоб в лоб поставили похожий проект "Точь-в-точь", и три месяца, разницей в час, обе программы выходили по воскресеньям. Зритель разошелся по двум госканалам, но все и тут закончилось победой "Первого": средняя доля шоу по стране "Один в один" ("Россия 1") составила 15,6%, у "Точь-в-точь" ("Первый канал") — 19,2%. Стоило ли платить столь большие деньги за перекупку проекта?

 

У "Первого" в этом сезоне сработали два шоу — уже ставший "телебестселлером" "Голос" (с первого выпуска проект сразу получил долю выше 30%) и детский "Голос" (его выпуски в среднем собирали около 25% аудитории).

На НТВ среди лучших проектов сезона два выпуска откровений самой знаменитой пара страны — Аллы Пугачевой и Максима Галкина. В программе "Новые русские сенсации" они рассказали о своих новорожденных детях. Эксклюзив зрители оценили по достоинству — около 24% доли по стране. Хорошие рейтинги были у "Центрального телевидения" (во второй половине сезона особенно), но в топ-10 программа не вошла. Все самое популярное на НТВ — это все те же криминальные сериалы, среди которых самый рейтинговый — седьмая часть "Ментовских войн". Название стало уже нарицательным, но сюжет по-прежнему собирает большое количество зрителей. И почти нет сомнений, что восьмой сезон, премьеру очередных "Ментовских войн", зрители, особенно москвичи, будут ждать с нетерпением. В остальном же у НТВ рейтинги заметно просели.

СТС и ТНТ в этом телесезоне разделились каждый по своим нишам. И острая конкуренция, которая еще два года назад была очень заметна, постепенно ушла в тень, оставив эти два канала для молодых и активных зрителей, один на один со своими разными, не пересекающимися телеформатами.

У СТС два несомненных сериальных хита, которые прошли с высокими рейтингами, получили зрительские симпатии и отмечены профессиональными премиями. Это "Кухня" (два сезона) и "Молодежка". Мелодрама о молодой хоккейной команде — это редкий случай, когда настоящим хитом на СТС стал не ситком, а вполне серьезный сериал с разными типами социальных и психологических портретов героев. Оба сериала во главе топ-10 канала, с показателями в целевой аудитории в два-два с половиной раза выше среднего.

 

У ТНТ по-прежнему абсолютно свой вектор.

Незыблема страсть зрителей канала к экстрасенсам и их битвам, десятилетие  неугасающему "Дому-2" и не менее вечному "Комеди Клаб". Ну а на смену сериальному хиту "Интерны" (он в этот раз на третьем месте) пришел "Физрук". Сериал с Дмитрием Нагиевым в главной роли о том, как бывший бандит стал учителем физкультуры в средней школе, вызвал возмущение даже у депутата Елены Мизулиной, предлагавшей запретить его к показу по телевизору. По нынешним временам запрет Мизулиной — это даже больше, чем премия ТЭФИ. Тем более, что максимальный показатель первого сезона "Физрука" — доля аудитории более 30% (14-44) — выше средних показателей канала в три раза. Это несомненный успех.

Под конец сезона ТНТ показал очень необычный, даже по меркам своей аудитории, сериал — "Сладкая жизнь". О частной жизни молодых людей. Там есть и секс, и мат. Но все органично и почти как в реальности. На канале ищут новые жанры, правда, как они приживутся, будет понятно в новом сезоне. Но пока премьера первой части "Сладкой жизни", хоть и не стала рейтинговым хитом, но получила резонанс и хорошие показатели у аудитории ТНТ в новой линейке.

Ничем не отличился в этом сезоне канал РЕН ТВ.

 

В его топ-10 уже годами обкатанные мультфильмы из пакета компании Сергея Сельянова, выпуск новостей и очередной цикл "космических историй". Мультфильмы "Три богатыря на дальних берегах", "Илья Муромец и соловей разбойник" и особенно "Карлик нос", сколько не показывай их зрителю, всегда приносят огромные рейтинги. И, конечно, феномен — это мультфильм "Алеша Попович и Тугарин Змей".  Ему на РЕН ТВ давно должны поставить памятник. Я давно пишу о телевидении и не перестаю удивляться уникальному рейтинговому потенциалу этого мультфильма. Его, много лет подряд, тот же РЕН ТВ, показывает в праздничные дни, иногда повторяет два дня подряд, и все время, каждый раз, рекордные цифры для такого теледолгожителя. В этот раз 3 января "Алеша Попович...", в который раз показанный в эфире, вновь собрал максимальную долю, почти в два раза выше средней, а "Три богатыря на дальних берегах" и вовсе почти 16% аудитории, что в три раза больше зрителей, чем в среднем смотрят канал.

И еще одна примета сезона на РЕН ТВ. Выпуски новостей канала  радикально стали отличаться от программы "Неделя с Марианной Максимовской". Как такие еженедельные телеитоги до сих пор удерживаются в регулярном федеральном телеэфире на нынешнем телевидении, остается загадкой. "Неделя" — это уже даже не белая ворона, это настоящий анклав профессиональной журналистики на фоне пропаганды и искажений в политическом телеэфире. Максимовская с командой репортеров и редакторов сохраняют свою интонацию, и что сегодня в информационном жанре бесценно — здесь по-прежнему звучат мнения и факты, отличные от доминирующей точки зрения власти. Это касается всех российских политических событий, включая происходящее на Украине.

Если на РЕН ТВ должны молиться на мультфильмы про богатырей, то на "Пятом канале" должны установить мемориальную доску производителям сериала "След". Этот сериал, уже какой сезон (сначала он шел на "Первом", а потом "переехал" на "Пятый") приносит каналу стабильные высокие рейтинги и верных зрителей. В топ-10 на "Пятом" по итогам сезона одни сериалы, причем это часто далеко не первые показы (многие выходили в эфир на других каналах), которые, тем не менее, продолжают работать и здесь. И редкий случай — вся продукция отечественная, включая два знаменитых советских телефильма — "Место встречи изменить нельзя" и "Собака Баскервилей" из "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона".

 

Конечно, телевидение, это не только рейтинги. И в каждом телесезоне есть проекты, о которых хочется говорить, и когда они выходят, понимаешь, что телевидение - это не только пропаганда и досуг. Хотя и развлечение может быть разным. Тот же "Голос" тому пример. Его второй сезон активно смотрят аудитория интернета и классическая массовая телеаудитория, которые раньше между собой почти никогда не пересекались у телеэкрана. Появился на молодом канале "Пятница", которому чуть больше года (его доля, кстати, по итогам сезона выросла на 0,6 процентных пункта) развлекательный проект о путешествиях "Орел & Решка". И о нем заговорили. И рейтинги его высоки, в том числе на повторах, его смотрят и обсуждают и те, кто редко включает телевизор. И в конце сезона "Орел & Решка" получают совершенно заслуженную ТЭФИ, в номинации "Образ жизни. Развлекательная программа".

В феврале, когда страна отмечала 70-летие прорыва блокады Ленинграда, на "Первом канале" вышел фильм Катерины Гордеевой "Голоса". О детях блокады. Страшный и лирично-пронзительный одновременно. Такие фильмы сейчас уже никто не делает в федеральном телеэфире. Алексей Пивоваров, который в последнее время создавал подобные проекты про исторические события на НТВ, теперь стал менеджером и идеологом нового направления на "СТС-Медиа". В конце сезона, в День России 12 июня, на "Первом" вышел фильм Леонида Парфенова "Цвет нации", который  пролежал "в запасниках" более полугода, но все равно дошел до своего зрителя и вызвал бурное обсуждение в интернете.

Этот парфеновский фильм — штучная работа, не дающая забыть о том, что телевидение — это еще и искусство, и производство смысла, и, ремесло, и мастерство слова, которые почти забыты.

Их хранят в себе еще и в "На ночь глядя" Борис Берман и Ильдар Жандарев, ряд программ и фильмов на канале "Культура". За весь телесезон может появиться десяток качественных проектов. Их всегда мало, но они есть.

 
  • Самые популярные проекты телесезона на основных телеканалах с 1 сентября 2013 года по 15 июня 2014 года*

     


  • 1-tv
  • ros1
  • ntv
  • sts
  • tnt
  • ren-tv
  • 5-tv
  • * У «Первого канала» и «России 1» в связи с большим количеством олимпийских трансляций из Сочи представлен топ-20 самых популярных проектов телесезона. У остальных телеканалов топ-10.

И, конечно, очень символично, что событием телевизионного сезона на нынешней обновленной ТЭФИ, тройка номинантов выглядела так: сериал "Оттепель" Валерия Тодоровского, церемония открытия Олимпиады в Сочи (оба "Первый канал") и серия сюжетов, специальных проектов, документальных фильмов, "посвященных кризису на Украине" от ВГТРК (примечательно, что сама государственная телекомпания посчитала, что то, что они про это показывали в телеэфире и было для нее самым главным в телесезоне). Вообще эта номинация получилась даже не телевизионная, а мировоззренческая. Выиграла — церемония открытия Олимпиады в Сочи. Пропаганда проиграла. А "Оттепель" победила только как сериал.

О том, почему «Первый канал» обошел конкурентов и как Олимпиада оказалась популярнее новогоднего обращения Путина, читайте в первой части материала Арины Бородиной.

Как пропагандистские передачи били телевизионные рекорды, а два общенациональных телеканала не смогли поделить одного украинского "героя", читайте во второй части материала Арины Бородиной.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+