Продолжение. Первую часть читайте здесь.
Какова ситуация с генно-инженерными растениями в России? Хотя государственную регистрацию прошли 20 трансгенных растений, в том числе кукуруза, соя, картофель, рис, сахарная свекла, и они разрешены к использованию в качестве кормов и компонентов пищи, однако нет ни одного ГМ-растения, разрешенного к выращиванию на российских полях в коммерческих целях.
Получается, что мы можем использовать биотехнологическую продукцию зарубежных фермеров, но не можем выращивать ее сами.
В первую очередь это связано с тем, что после 2004 года были утеряны функции государственной регистрации ГМО на биобезопасность для выпуска ГМ-организмов в окружающую среду. При этом сохранились функции государственной регистрации на безопасность пищи и кормов, полученной из ГМ-организмов и их компонентов.
Но в прошлом году Россия приняла принципиальное решение о широкомасштабном использовании результатов генно-инженерной деятельности в интересах продовольственной безопасности, здравоохранения, сохранения устойчивости окружающей среды и противодействия негативным изменениям климата, развития экономики. Это решение закреплено в целом ряде нормативных документов.
Ключевая роль в этом повороте принадлежит постановлению правительства № 839 "О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы" (Постановление-839). Предполагалось, что с 1 июля 2014 года должен был существенно обновиться порядок государственной регистрации ГМО.
Разрешалось целевое использование ГМО для производства:
- лекарственных средств для медицинского применения, а также медицинских изделий;
- продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- кормов и кормовых добавок для животных;
- лекарственных средств для ветеринарного применения;
- разведения или выращивания растений и животных, а также микроорганизмов сельскохозяйственного назначения.
В зависимости от целевого назначения ГМО государственную регистрацию будут осуществлять Минздрав России, Роспотребнадзор, Росздравнадзор и Россельхознадзор.
Принципиальным является решение проблемы «первого выпуска» ГМО в открытые системы для производства на территории России. Согласно постановлению, для разведения или выращивания ГМ растений и животных на территории России (а также микроорганизмов сельхозназначения) требуется государственная регистрация. Для этого необходимо предоставить ряд сведений, в том числе:
Заключения о результатах:
- молекулярно-генетического исследования;
- медико-биологической оценки безопасности;
- санитарно-эпидемиологической экспертизы;
- биологической безопасности;
- сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случае предполагаемого разведения или выращивания на российской территории ГМ-растений и животных, а также микроорганизмов сельскохозяйственного назначения).
Государственная экологическая экспертиза проводится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Постановлением-839 вводится единый сводный государственный реестр ГМО, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, определен федеральный орган, ответственный за ведение этого реестра – российский Минздрав. Информация, содержащаяся в сводном реестре, является открытой и общедоступной для ознакомления с ней физических и юридических лиц и размещается на официальном сайте Минздрава.
Однако правительством России было принято решение отложить введение в силу постановления до 2017 года.
Этому решению предшествовало достаточно бурное обсуждение судьбы этого документа вплоть до его отмены, мотивируя отказом от использования любых ГМО и их продуктов на территории России. Более взвешенная позиция опиралась на то, что необходимо было отложить введение Постановления в связи с тем, что еще не готов механизм его реализации. Необходимо разработать детальную методологию оценки риска, проведение мониторинга, организовать необходимые исследовательские коллективы для оценки рисков и консолидировать экспертное сообщество. Хочется верить, что это все будет реализовано к 2017 году и оценка риска будет проводиться на научной основе, а процедура принятия решения будет отделена от оценки риска.
Озабоченность по поводу нежелательной экспансии генетически модифицированных культур после вступления России в ВТО следует считать преувеличенной.
Как показала мировая практика контроля внутренних рынков, достаточно эффективно можно использовать Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер и Соглашение по техническим барьерам в торговле. Однако эти соглашения могут эффективно использоваться только при наличии в стране функционирующей системы научной оценки рисков и внятных технических регламентов в области биобезопасности и безопасности продуктов питания, полученных из ГМО. Такая система позволит регулировать оборот зарегистрированных в России и на территории стран Таможенного союза биотехнологических продуктов и препятствовать проникновению на внутренний рынок ГМО и продуктов их переработки, не прошедших государственную регистрацию.
Дмитрий Дорохов «Оценка безопасности ГМО»
На сегодняшний день никаких специальных, активно действующих механизмов, регулирующих возможности использования современных биотехнологий, в России нет. Не исключено, что в ответ на призывы ряда политиков в стране может появиться, например, мораторий на выращивание биотехнологических растений на срок от 1 года до 10 лет. Мораторий может оказаться избирательным, например разрешающим выращивание некоторых видов биотехнологических растений и только в определенных местах.
Нельзя исключить и того, что ситуация будет развиваться без контроля со стороны государства и решение использовать или не использовать биотехнологии агропроизводители будут принимать сами. Именно так в свое время происходило в Бразилии, когда семена генно-модифицированной сои фермеры просто ввозили из Аргентины, когда срок регистрации этой сои истек в Бразилии и еще не был возобновлен. Сегодня такой сценарий реализуется в Украине. Согласно информации различных общественных организаций, там уже значительные посевные площади заняты под генетически модифицированную сою (до 50%) и кукурузу (до 30%), выявлены посевы трансгенного рапса, сахарной свеклы и картофеля. В этой ситуации, когда государство не принимает решение, решение принимает сам фермер.
Один из разумных сценариев – это создание в России биотехнологических растений «нового» поколения при поддержке со стороны государства. Тогда будет обеспечено проведение всех необходимых испытаний на биобезопасность, которые включают в себя широкомасштабное изучение новых биотехнологических растений на взаимодействие с окружающей средой и на безопасность для здоровья человека.
В этом случае новые технологии смогут получить прописку в России лет через 5-6.
Однако есть и другой, также цивилизованный вариант. Это выращивание зарубежных биотехнологических сортов, которые уже прошли предварительные испытания в России до 2004 года, и/или проведение испытаний на биобезопасность тех биотехнологических растений, которые уже получили разрешение на использование в России в качестве пищи и кормов. Тогда время появления на полях таких растений может сократиться. У российских ученых уже есть опыт использования зарубежных биотехнологий для создания отечественных трансгенных растений на основе российских сортов, это тоже может стать одним из сценариев развития отечественной сельскохозяйственной биотехнологии.