Самым популярным телевизионным событием первых дней мая традиционно является военный парад на Красной площади. Это уникальная для российского эфира ситуация. Каждый год 9 мая в десять утра огромное количество людей включает телевизор, чтобы посмотреть прямую трансляцию с парада. И это не зависит ни от смены поколений, ни от политической ситуации, ни от возмущений бесконечными репетициями парада и пробками в Москве в эти дни. Рейтинги упрямо фиксируют, что более половины всех, кто включает телевизор, смотрят парад от и до. Каждый год его транслируют в прямом эфире «Первый канал», «Россия 1» и «Звезда». Традиционно парад смотрят больше на «Первом», здесь показатели доли аудитории прямой трансляции редко бывают ниже 35%. В этом году в Москве среди всех зрителей старше 18 лет показатели парада 9 мая стали рекордными в сезоне и сейчас занимают первую строчку среди самых популярных проектов с 1 по 12 мая. В столице парад посмотрело 47,3% из тех, кто включил телевизор (12,7% всей аудитории), по стране в целом — 37,3% (9,5%).
Как ни парадоксально, 9 мая на том же «Первом» парад смотрят не столько пожилые люди, а именно молодые зрители.
В этом году среди тех, кому от 14 до 24 лет, показатели достигли максимума за последние 10 лет. Более 53% зрителей этого возраста смотрели парад по телевизору на «Первом канале» (рейтинг трансляции составил 20%— такие цифры и вовсе можно пересчитать по пальцам). И еще 25% аудитории у парада было на «России 1». В общей сложности почти 80% молодежной аудитории от 14 до 24 лет выбрали утром 9 мая парад.
Самым запоминающимся в эфире 9 мая среди потока типовых военных фильмов и сериалов (все возмущаются, но рейтинги фиксируют, что их по-прежнему активно смотрят) были два телепроекта, в которых сохранилась память о реальной войне. На канале «Культура» в течение всего дня шли получасовые фильмы «Рассказы о героях» известного советского писателя и публициста Сергея Смирнова, автора легендарной «Брестской крепости». Это интервью, которые были сняты очень давно, а сейчас подняты из архивов и подготовлены каналом «Культура» для современного зрителя. Про то, как в оккупации создавалось подполье, как командир партизанского отряда Иван Грозный (реальные имя и фамилия) был жителям окрестных сел как отец родной, про мальчишку 12 лет, сбежавшего на войну и взрывавшего немецкие составы, рассказывали не придуманные сериальные герои, а сами эти люди. Они робко глядели в телекамеру и явно до конца не понимали, что на самом деле совершали подвиги. Простая черно-белая картинка, а оторваться от этих лиц было невозможно.
Еще более впечатляющим был документальный проект «Протоколы войны» на «Первом канале». Эта премьера вышла в эфир 9 мая ровно в полночь. В 2012 году впервые были открыты архивы, в которых были засекречены монологи тех, кто прошел войну. Профессиональные историки под руководством члена-корреспондента АН СССР Исаака Минца записывали (часто прямо после атак и спецопераций) бойцов, командиров, медсестер, врачей, партизан, подпольщиков. Эти свидетельства — неприукрашенные, часто страшные и безжалостные, фиксирующие войну от первого до последнего дня, были засекреченными почти 70 лет.
Что и понятно. Это было совсем не парадное лицо войны и победы.
В часовой телевизионный формат, где эти монологи фронтовиков, прошедших войну, читают известные актеры (в основном молодые) вошла лишь мизерная часть из этих архивов. Но уже и это, звучавшее в эфире, а также воспоминания самих историков и героев, доживших до сегодняшнего дня (чего стоит появившаяся в кадре 93-летняя Евдокия Пасько, Герой Советского Союза, летчица, совершившая во время войны более 800 боевых вылетов, участница десятков ночных боев в небе), оставило очень мощное впечатление. Сегодня на телеэкране почти нет таких военных воспоминаний. Жаль, что «Протоколы войны», проект, которым телевизионщики могут по праву гордиться, на «Первом канале» посмотрело лишь 10% аудитории. А пронзительные «Рассказы о героях» на канале «Культура» посмотрело всего от 2% до 4% зрителей. Но даже ради небольшого количества людей стоит выпускать такие уникальные, репутационные проекты хотя бы и раз в год. Они позволяют помнить и нынешним молодым зрителям о том, что такое война.
[forbes_teleratings:72603]
[forbes_teleratings:72606]
Болотное дело, увольнение Суркова и похороны Березовского
6 мая в Москве на Болотной площади прошел большой митинг оппозиции, приуроченный к событиям, которые случились на этом же месте год назад. Столкновения с ОМОНом, которые позднее привели к задержанию и арестам десятков людей, вышедших на массовую акцию протеста, потом стали называть «Болотным делом».
В этот раз федеральные каналы в своих новостях показывали митинг без явной агрессии. Понятно, что никто из них особенно не давал слова выступающим и искажения, разумеется, были. Но все три телеканала — «НТВ», «Россия 1» и «Первый» — давали включения с Болотной в прямом эфире. На НТВ рассказали, и почему столько людей пришло на митинг, и кто выступал на нем, и панорамные кадры показали. А программа «Время» и вовсе открылась в 21.00 с включения на Болотной. Количество собравшихся назвали, конечно, по данным ГУВД Москвы (8000 человек), добавив, что «никаких 20 000» на Болотной, «конечно, не было». В эфире «Первого» показали нейтральные фрагменты выступлений Дмитрия Быкова и Геннадия Гудкова. И больше никого. Но зато назвали полностью с именами и фамилиями (а не только по фамилиям, как врагов народа) и других участников митинга 6 мая: Алексея Навального, Бориса Немцова, Михаила Касьянова…
В «Вестях» были самые скудные кадры с Болотной. Не назвали имен выступавших на сцене, картинку показывали без общих планов, зато подробно остановились на интервью Константина Лебедева, которое он дал журналу «Власть» (теперь оно для государственных телеканалов как настольная книга, цитируют постоянно, большими кусками, вдоль и поперек). В «Вестях» 6 мая рассказали и о том, что «насилие на Болотной» год назад было профинансировано Гиви Таргамадзе.
Именно эта тема получила широкое развитие в эфире канала «Россия 1» в воскресенье в «Вестях недели». А через несколько дней — во вторник — в рамках цикла «Специальный корреспондент» зрителям представили фильм Александра Бузаладзе с говорящим за себя названием «Болото». Контекст содержания работы с таким названием очевиден. В фильме, отрывок из которого был показан в воскресенье в «Вестях недели», корреспондент Бузаладзе отправляется в Вильнюс, чтобы взять эксклюзивное интервью у Таргамадзе.
И сообщая зрителям, что тот находится в международном розыске, объявленном российскими правоохранительными органами, Бузаладзе почему-то очень легко его находит.
Разговаривают они прямо в доме у Таргамадзе. Ничего сенсационного Таргамадзе не сообщает. Потом в Вильнюсе корреспондент госканала встречает представителей российской оппозиции Илью Пономарева, Леонида Гозмана, Владимира Милова, Владимира Рыжкова, а позже в самолете уже и Бориса Немцова. Естественно, корреспондент Бузаладзе выдает два своих умозаключения. Во время разговора с Таргамадзе его «не покидало ощущение, что он тут с кем-то встречался». Чтобы подкрепить это «кто-то», тут же в кадре появляются вышеперечисленные представители оппозиции. Их появление сопровождается словами корреспондента «и вот видим знакомые лица». Кроме того, Бузаладзе замечает, что «в воздухе отчетливо пахло грузинским». Отчего грузинским? Каким именно образом это зафиксировано? Что вообще имел в виду корреспондент Бузаладзе? Ответить на это невозможно. Слова Гозмана и Немцова, что они не знакомы с Таргамадзе и что проходящая в российских СМИ информация о грузинском политике — «абсолютное вранье», в фильм вошли. Но и они сопровождались авторским комментарием, что реакция на его вопросы у российских оппозиционеров «была странная».
Другой реакции ждать было трудно. Естественно, сильным подспорьем для автора фильма послужили очередная порция оперативной прослушки (про которую корреспонденты госканалов обычно говорят «в нашем распоряжении оказались секретные файлы») и все то же интервью Лебедева (цитировалось огромными кусками). Основная мысль фильма: за Таргамадзе стояли американцы, а он финансировал оппозицию в России. В последовавшем после показа обсуждении, которое возглавлял Аркадий Мамонтов, мысль укрепили: оппозиция «только и может, что торговать Родиной», американцы управляют Таргамадзе, чтобы развалить Россию с помощью революции, а Бузаладзе, оказывается, выполнял в Вильнюсе «экстремальную работу». Мамонтов, как всегда, закончил свой эфир на мажорной ноте: «Я не хочу, чтобы моя страна Россия стала жертвой разного рода авантюристов, горлопанов, которые называют себя оппозицией и на чужие деньги хотят устроить нам снова кровавую баню...». «Забугорному дяде» Мамонтов, конечно, тоже пригрозил, чтобы не распускался.
«Вести недели» вообще разошлись в это воскресенье. В связи с длинными майскими выходными на других каналах не было итоговых программ. Но ведущий Дмитрий Киселев старался сразу за всех. Начал он программу с того, что 7 мая исполнился год, как Владимир Путин стал президентом. Затем перешел к встрече президента, где тот выговаривал правительству за невыполнение его указов. И вот тут было несколько занятных деталей. Сначала Киселев, говоря о критике правительства, заявил: «Поскольку половина поручений президента правительство до сих пор не исполнило, многие советуют Путину отправить кабинет Медведева в отставку. Президент оказался в положении отца семейства, который, видя чумазых детей, спрашивает себя: этих помыть или новых сделать?» После этого ведущий подводит итог: «Не разбрасываясь людьми, Путин решает помыть этих».
Затем от «чумазых детей» в правительстве Киселев перешел к отставке Владислава Суркова. Рассказывая о ней, Киселев акцентировал внимание зрителей («для любителей штабной культуры могу сообщить») на том, что «президент освобождает от должности чиновников такого ранга по предложению председателя правительства» (ведущий интонационно выделил это место в своем комментарии), и вынес свой вердикт: «Так что Суркова уволить предложил все-таки Медведев».
Почему-то госканал «Россия 1» счел особенно важным сообщить своим зрителям именно такую трактовку событий.
Дальше — больше. Продолжая тему недовольства Путина работой правительства, «Вести недели» дали видеофрагмент закрытой части выступления совещания президента с правительством в Калмыкии от 16 апреля. Уже на следующий день это видео появилось на сайте «Life News» и наделало тогда много шума (президент говорит там, что «качество работы правительства ничтожное. Все поверхностно делается… И если будем работать так, то ни хрена не сделаем…».). Это видео, которое якобы было сделано с выключенными телекамерами, уже появлялось в «Вестях недели» 21 апреля. Однако тогда Киселев очень подробно говорил, что речь Путина в Калмыкии вовсе не о членах медведевского кабинета. И даже привел в подтверждение слова пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. Вот цитата ведущего: «Но тут пар выпустил Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента: мол, история с утечкой возмутительная, а критика Путина относилась ни к сидевшим там министрам, а к губернаторам». Совсем иначе видео было представлено в программе 12 мая. В этот раз уже никаких допущений, что Путин обращался не к членам федерального правительства в эфире «Вестей недели», сделано не было. Напротив, то, что Путин сознательно устраивает выволочку кабинету министров, в эфире активно подчеркивалось.
Заканчивал выпуск «Вестей недели» десятиминутный сюжет о том, как проходили похороны Бориса Березовского в Лондоне.
И здесь ведущий Киселев и делавший сюжет из Лондона Андрей Кондрашов потеряли обыкновенные человеческие приличия.
Уж какими только глумливыми эпитетами и комментариями не сопровождали и ведущий, и корреспондент канала «Россия 1» эту печальную церемонию. Греческий храм, где прощались родные с Березовским, Киселев назвал почему-то «сектой», и «пасторам» досталось за то, что они «неразборчивые». Про траурный кортеж ведущий сказал, что он «выглядел несколько театрально», а тех, кто пришел проводить покойного, Киселев определил как «разношерстную группу близких». Но на этом он не остановился. «Ассоциации это все вызывало сложные. Как это у Чехова? — продолжал с упоением издевательски комментировать похороны Березовского ведущий госканала, — Вечер провели в небольшой интеллигентной компании: я, поп, городовой и три девицы легкого поведения». Дальше Киселев продолжал в той же стилистике: «Даже автомобиль с гробом почему-то выглядел фанерным. Быть может потому, что нарушено было старое правило хороших семей — не носите крупные бриллианты, сочтут за хрусталь. Так было и здесь...» Еще и про розовые волосы, яркую помаду и мини-юбки. И потом снова: «Так или иначе, съехавшиеся держались если не весело, то как минимум бодро. Слез в кадр не поймали даже папарацци». Все это утверждалось на фоне того, что ни одного журналиста на саму церемонию похорон Березовского не пустили.
Недалеко от Киселева ушел и корреспондент Кондрашов, который вновь отправился в Лондон. Как он сам заявил, там «мы изучили каждый уголок Кенсингтонского кладбища». Встретился он и с юристом, который теперь разбирается в наследстве и долгах Березовского, представляя в том числе интересы «Аэрофлота». В сюжете Кондрашова было много чего, например несколько больших синхронов из интервью Юлия Дубова, который с ним встречаться отказался. Но Дубова записали украинские телевизионщики, и эти кадры активно используются в сюжете «Вестей недели», разумеется, без всяких ссылок (не считая устного упоминания за кадром). В «Вестях недели» Кондрашов перепутал все, что мог: дважды говорил — вот это Галина Бешарова (вторая жена Березовского — А. Б.), а на самом деле это была совершенно другая женщина, приехавшая на похороны. Вот мама Березовского, Анна Александровна, комментирует Кондрашов кадры с лондонского кладбища. А это была приехавшая на похороны вдова поэта Андрея Вознесенского Зоя Богуславская, которую он попросту не узнал. Да и старших дочерей перепутали. Кондрашов говорит о Екатерине и показывают якобы ее фотографию, где она с отцом. А на самом деле это Елизавета. Могилу Березовского авторы сюжета не нашли или не захотели найти, в съемку вмонтировали чужие фотографии места, где олигарх похоронен. Зато стендапы Кондрашов записал на кладбище, ходя среди чужих могил. Ради этого необязательно было ездить в Лондон.
[forbes_teleratings:72607]