Из банка в фитнес: как ИИ для финтеха внедряют в другие сферы

Первые модели на базе искусственного интеллекта в Альфа-Банке начали использовать 20 лет назад, а в 2021 году создали отдельное подразделение по разработке и внедрению ИИ-решений — Центр продвинутой аналитики.
Изначально его планировали использовать для решения задач внутренних заказчиков — разных подразделений банка. Так на ИИ перешел весь процесс розничного кредитования, чтобы предложить каждому заемщику индивидуальные условия. То же самое произошло с кешбэком — модель предлагает категории повышенного кешбэка на основе анализа операций по карте и других параметров. Возможности ИИ усилили защиту против мошенников — выявление подозрительных операций выросло на треть, а количество ложных сигналов сократилось на 40%.
«Сегодня ИИ-решения, созданные Центром продвинутой аналитики, применяются более чем в 30 подразделениях банка — всего более 500 моделей машинного обучения. Команда покрыла ими все ключевые процессы и выстроила процедуру создания ИИ-решений с любовью и большим вниманием к качеству. Мы видим, что на внешнем рынке на такие продукты тоже есть спрос, но качественных предложений пока немного», — рассказывает Алексей Каширин, директор Центра продвинутой аналитики Альфа-Банка.
Как Альфа-Банк вышел на внешний рынок ИИ-решений: первые проекты
Проанализировав свои разработки и потребности рынка, в банке нашли множество точек применения в других сегментах рынка. «Например — без ложной скромности — у Альфы очень хорошее решение в части геоаналитики, а геоаналитика нужна всем», — рассказывает Алексей Каширин. Так, сети фитнес-клубов банк при помощи геоаналитических сервисов помог подобрать оптимальные локации для открытия новых клубов, сравнив геоточки между собой и построив портрет потенциальной аудитории. А для сервиса доставки продуктов Альфа-Банк прямо сейчас адаптирует логистический сервис, который автоматически строит оптимальные маршруты для курьеров. «Наше ИИ-решение по маршрутизации актуально для любой компании, где есть курьеры. Но взять и внедрить сервис «как есть» не получится: нужно его адаптировать под специфику бизнеса. Например, специфика доставки банковских карт в том, что много заказов отменяется или переносится день-в-день. У доставки продуктов свои нюансы. Чтобы их понять, мы запрашиваем у клиента массив данных, изучаем его и адаптируем решение», — подчеркивает Каширин.
Особый успех на внешних рынках в Альфа-Банке пророчат для своего чат-бота, который три года подряд занимает первое место в сравнительном исследовании чат-ботов в мобильных банках от MarksWebb. Это решение может быть востребованным во всех отраслях, где важно оперативное и качественное взаимодействие с клиентами. Бот способен обрабатывать запросы в режиме 24/7, снижать нагрузку на контактные центры и повышать удовлетворенность клиентов за счет персонализированных ответов. Благодаря встроенным алгоритмам анализа он также помогает выявлять ключевые темы обращений и улучшать клиентский сервис. Сейчас к этому решению проявляют интерес компании из разных сфер, и Альфа-Банк ведет переговоры о возможных совместных запусках с рядом партнеров.
Банк не ограничивается ответами на входящие запросы компаний — команда активно ищет потенциальных заказчиков, анализируя, каким бизнесам могут быть полезны те или иные технологии. Например, голосовой помощник и автоматический анализ отзывов клиентов могут снизить число рутинных задач и повысить эффективность. Сервис маркетинговой аналитики помогает составить портрет клиента и понять позиции бренда на рынке. Health-Check — прогнозировать бизнес-показатели, отток клиентов и их склонность к продукту. Еще одно направление — консалтинг, когда специалисты банка делятся экспертизой с IТ-департаментами компаний-клиентов.
Планы на 2025 год
К концу 2024 года Альфа-Банк реализовал несколько пилотных проектов для внешних заказчиков и в ходе исследований убедился в том, что спрос на ИИ-сервисы есть. В ближайшее время банк планирует продолжить исследования рыночного спроса и обсуждение с партнерами сценариев применения ИИ-решений. В планах на 2025 год — развить направление и поставить работу с внешними заказчиками на поток. Для этого прямо сейчас специалисты Центра продвинутой аналитики встречаются с представителями крупных компаний из разных отраслей — от ретейла до медицины — и выясняют, какие из их потребностей и как именно можно решить с помощью ИИ-сервисов.
«Наша ближайшая задача — выделить самые перспективные решения Альфы и понять, как их адаптировать для компаний из разных секторов. В будущем этот анализ может пригодиться для разработки полностью новых решений, которые не нужны Альфе в силу специфики бизнеса, но при этом востребованы в других отраслях, будь то промышленные производства или ретейл», — считает Алексей Каширин, директор Центра продвинутой аналитики Альфа-Банка.