К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Из банка в фитнес: как ИИ для финтеха внедряют в другие сферы

Из банка в фитнес: как ИИ для финтеха внедряют в другие сферы
Искусственный интеллект теперь используется в ключевых процессах Альфа-Банка, от оценки кредитных рисков до оптимизации логистики. Теперь банк выходит на внешний рынок, чтобы предложить свои технологические решения компаниям из различных сфер — от логистики до фитнес-клубов.

Первые модели на базе искусственного интеллекта в Альфа-Банке начали использовать 20 лет назад, а в 2021 году создали отдельное подразделение по разработке и внедрению ИИ-решений — Центр продвинутой аналитики.

Изображение: Альфа-Банк

Изначально его планировали использовать для решения задач внутренних заказчиков — разных подразделений банка. Так на ИИ перешел весь процесс розничного кредитования, чтобы предложить каждому заемщику индивидуальные условия. То же самое произошло с кешбэком — модель предлагает категории повышенного кешбэка на основе анализа операций по карте и других параметров. Возможности ИИ усилили защиту против мошенников — выявление подозрительных операций выросло на треть, а количество ложных сигналов сократилось на 40%.

«Сегодня ИИ-решения, созданные Центром продвинутой аналитики, применяются более чем в 30 подразделениях банка — всего более 500 моделей машинного обучения. Команда покрыла ими все ключевые процессы и выстроила процедуру создания ИИ-решений с любовью и большим вниманием к качеству. Мы видим, что на внешнем рынке на такие продукты тоже есть спрос, но качественных предложений пока немного», — рассказывает Алексей Каширин, директор Центра продвинутой аналитики Альфа-Банка.

Как Альфа-Банк вышел на внешний рынок ИИ-решений: первые проекты

Изображение: Альфа-Банк

Проанализировав свои разработки и потребности рынка, в банке нашли множество точек применения в других сегментах рынка. «Например — без ложной скромности — у Альфы очень хорошее решение в части геоаналитики, а геоаналитика нужна всем», — рассказывает Алексей Каширин. Так, сети фитнес-клубов банк при помощи геоаналитических сервисов помог подобрать оптимальные локации для открытия новых клубов, сравнив геоточки между собой и построив портрет потенциальной аудитории. А для сервиса доставки продуктов Альфа-Банк прямо сейчас адаптирует логистический сервис, который автоматически строит оптимальные маршруты для курьеров. «Наше ИИ-решение по маршрутизации актуально для любой компании, где есть курьеры. Но взять и внедрить сервис «как есть» не получится: нужно его адаптировать под специфику бизнеса. Например, специфика доставки банковских карт в том, что много заказов отменяется или переносится день-в-день. У доставки продуктов свои нюансы. Чтобы их понять, мы запрашиваем у клиента массив данных, изучаем его и адаптируем решение», — подчеркивает Каширин.

Особый успех на внешних рынках в Альфа-Банке пророчат для своего чат-бота, который три года подряд занимает первое место в сравнительном исследовании чат-ботов в мобильных банках от MarksWebb. Это решение может быть востребованным во всех отраслях, где важно оперативное и качественное взаимодействие с клиентами. Бот способен обрабатывать запросы в режиме 24/7, снижать нагрузку на контактные центры и повышать удовлетворенность клиентов за счет персонализированных ответов. Благодаря встроенным алгоритмам анализа он также помогает выявлять ключевые темы обращений и улучшать клиентский сервис. Сейчас к этому решению проявляют интерес компании из разных сфер, и Альфа-Банк ведет переговоры о возможных совместных запусках с рядом партнеров.

Банк не ограничивается ответами на входящие запросы компаний — команда активно ищет потенциальных заказчиков, анализируя, каким бизнесам могут быть полезны те или иные технологии. Например, голосовой помощник и автоматический анализ отзывов клиентов могут снизить число рутинных задач и повысить эффективность. Сервис маркетинговой аналитики помогает составить портрет клиента и понять позиции бренда на рынке. Health-Check — прогнозировать бизнес-показатели, отток клиентов и их склонность к продукту. Еще одно направление — консалтинг, когда специалисты банка делятся экспертизой с IТ-департаментами компаний-клиентов.

Планы на 2025 год

Изображение: Альфа-Банк

К концу 2024 года Альфа-Банк реализовал несколько пилотных проектов для внешних заказчиков и в ходе исследований убедился в том, что спрос на ИИ-сервисы есть. В ближайшее время банк планирует продолжить исследования рыночного спроса и обсуждение с партнерами сценариев применения ИИ-решений. В планах на 2025 год — развить направление и поставить работу с внешними заказчиками на поток. Для этого прямо сейчас специалисты Центра продвинутой аналитики встречаются с представителями крупных компаний из разных отраслей — от ретейла до медицины — и выясняют, какие из их потребностей и как именно можно решить с помощью ИИ-сервисов.

«Наша ближайшая задача — выделить самые перспективные решения Альфы и понять, как их адаптировать для компаний из разных секторов. В будущем этот анализ может пригодиться для разработки полностью новых решений, которые не нужны Альфе в силу специфики бизнеса, но при этом востребованы в других отраслях, будь то промышленные производства или ретейл», — считает Алексей Каширин, директор Центра продвинутой аналитики Альфа-Банка.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

14.05.2025