Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) опубликовал сенсационные данные о злоупотреблениях офшорами, которые совершали публичные персоны, в том числе и политические деятели из многих стран. В большинстве своем опубликованная информация не обладает доказательственной силой, которая позволяет делать однозначные выводы, однако она стала достоянием широких масс и окажет серьезное влияние на общественное мнение. Повлияет она и на работу фирм, предоставляющих офшорные услуги.
Отношение к офшорам — во многом вопрос о пределах допустимого, о том, что можно, а что нельзя. С самого детства мечты о мгновенном обогащении вдохновляли нас на поиск чужих сокровищ. Как известно, пираты в книгах бывают плохими и хорошими. А определяет это, например, английский король своей каперской грамотой, которая разрешает чинить разбой и преступления против врагов короны. Неудивительно, что и офшоры как явление зародились именно в британских владениях.
Постепенно империя распалась. А некоторые бывшие колонии обогнали метрополию по всем фронтам. Но принцип «мне все, а другим ничего» живет и процветает одновременно с лозунгами о необходимости справедливых и прозрачных международных отношений. Примечательно, что основным фронтом борьбы политиков со злоупотреблениями офшорами является уклонение от налогов, а публичные резонансные утечки обнажают злоупотребления самих «борцов».
Начало мирового похода против налоговых гаваней можно отнести к маю 2013 года, когда с этой инициативой выступили президент США и премьер-министр Великобритании. Как заявил тогда британский премьер Дэвид Кэмерон: «Нам следует знать, кому в действительности принадлежат компании, кто обогащается за их счет и были ли уплачены налоги. И нам нужен новый механизм выявления, где транснациональные группы зарабатывают средства и где они уплачивают свои налоги, чтобы мы могли препятствовать тем, кто манипулирует системой недобросовестно».
С тех пор произошло немало событий.
США получили доступ к банковской тайне многих государств через соглашения по закону FATCA.
Евросоюз запустил среди государств-членов автоматический обмен налоговой информацией. Швейцария ввела понятие квалифицированного налогового уклонения и изменила концепцию института «банковской тайны». На международном уровне ОЭСР при поддержке G20 выпустила подробные рекомендации против размывания базы налога на прибыль и переноса ее в удобные юрисдикции (BEPS).
Однако фискальный эгоизм, то есть желание любого государства привлечь как можно больше налогоплательщиков, тормозит подобные инициативы. Сейчас в конгрессе США растет число недовольных рекомендациями ОЭСР, критики подчеркивают их несправедливый характер. Ведь по существующим правилам офшорные доходы американских корпораций, на которые нацелился ряд европейских стран, не подлежат обложению американскими налогами до того момента, как они вернутся на родину.
Безусловно, право устанавливать налоги на своей территории является составной частью государственного суверенитета, на который никто не вправе претендовать, что и является основной проблемой в сфере налоговой интеграционной политики Евросоюза.
Фискальный суверенитет в совокупности с эгоизмом, формально основанным на национальных интересах, порождает другое явление, известное как налоговая конкуренция, когда в погоне за увеличением налоговых поступлений государства создают такую налоговую систему, параметры которой отвлекают капиталы из других стран. Понятно, что инвестиционная привлекательность напрямую зависит не только от параметров, но и прежде всего от применения и фактической реализации.
Россия также старается использовать международный информационный повод для улучшения своих бюджетных показателей, особенно после введения в Налоговый кодекс правил налогообложения контролируемых иностранных компаний, однако ее будущее в складывающихся реалиях не совсем понятно по причине публично известных геополитических явлений и, в частности, в связи с присоединением Крыма.
Таким образом, с учетом складывающейся системы новых международных отношений, не следует ожидать прорыва в борьбе с налоговым уклонизмом, поскольку в них, скорее «каждый сам за себя», чем справедливо готов пожертвовать своим достатком ради процветания другого.
Доподлинно неизвестно, почему утечка случилась именно в Панаме, мировом центре по массовому производству юрлиц с наибольшей степенью конфиденциальности. Ведь известно, что Панама является зоной влияния США, почему недавно государство заявило даже, что не собирается присоединяться к новой инициативе по автоматическому обмену налоговой информацией.
Как оказалось, населению не так интересна борьба с налоговыми уклонениями, которая не приносит никаких ощутимых социальных благ простым людям, например не повышает пенсии. А вот появление любой информации о нарушениях представителями власти закона и этических норм, принимая во внимание, что они сами должны обеспечивать верховенство закона в своей стране и являть собой пример кристальной честности, является именно тем, что так необходимо простому человеку, который стал меньше есть, спать и больше искать работу в текущей экономической обстановке.
Что касается офшоров, то будущее их очевидно: они никуда не уйдут. Спрос рождает предложение.
Однако теперь фирмы-провайдеры офшорных услуг будут более разборчивы не только в выборе клиентов, но и, разумеется, в обеспечении безопасности чувствительной информации. При этом надо понимать, что расследование ICIJ во многом отражает реалии вчерашнего дня. Практика работы офшорной отрасли сильно изменилась за последние годы из-за новых требований по борьбе с отмыванием денежных средств и идентификации бенефициаров. Поэтому в большинстве "налоговых гаваней" отменено использование акций на предъявителя. Остается, конечно, самый большой риск, когда клиент умышленно вводит юристов, аудиторов и банки в заблуждение, выдавая себя за реального собственника компании, хотя действует в интересах третьих лиц. Но это вопрос уже не к офшорной индустрии.